Ссылки для упрощенного доступа

Кадыров вступил в диалог с "Мемориалом"


Рамзан Кадыров не согласен с обвинениями правозащитников
Рамзан Кадыров не согласен с обвинениями правозащитников

Около сотни человек собрались на траурный пикет в Новопушкинском сквере в Москве, чтобы почтить память правозащитницы Натальи Эстемировой. Пикетчики держали плакаты "Рамзан виновен в убийстве Эстемировой" на русском и чеченском языках. Главным событием пикета стал рассказ руководителя правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова о разговоре с Рамзаном Кадыровым.

Президент Чечни Рамзан Кадыров позвонил на мобильный телефон Олега Орлова и предложил поговорить "как мужчина с мужчиной". Речь шла об убийстве Натальи Эстемировой. Об этом Олег Орлов рассказал корреспонденту Радио Свобода.

- Только что на мой мобильный позвонил президент Чеченской республики Рамзан Кадыров. Он представился: "Рамзан Ахмадович Кадыров". Я вначале не поверил, но оказалось, что это правда был он. Он сразу сказал, что говорит не как президент, а как мужчина с мужчиной. Далее последовал упрек мне в том, что я неправомочно называю его виновным в убийстве Наташи Эстемировой. Я подтвердил, что я такие слова сказал, что я считаю, что он действительно виновен. Он сказал, что я не судья и не следователь, и мне будет потом стыдно, когда раскроется преступление и будут названы настоящие убийцы.

Я предложил Кадырову, что готов передать ему целый ряд дел о похищениях, убийствах, о бессудной демонстративной казни в селе Ахкинчу-Борзой

Он считает, что убили те, кто хотел подставить его и власти Ингушетии. Потому что ее похитили и вывезли в Ингушетию. Я ответил, что считаю, что он виновен уже хотя бы потому, что он президент Чечни и отвечает за то, что там происходит, и именно при нем там создан режим абсолютной бесконтрольности и безнаказанности, когда похищают людей. Я имею в виду не только Наташу, а то, о чем она говорила – когда силовые структуры похищают и убивают людей, и никто не может их найти. Я предложил Кадырову, что готов передать ему целый ряд дел о похищениях, убийствах, о бессудной демонстративной казни в селе Ахкинчу-Борзой (одно из последних дел, о котором писала Наталья Эстемирова - РС).

Он сказал, что готов это прочитать, но ему не подчиняется милиция. МВД по Чеченской республике ему не подчиняется, у него нет никаких своих силовых структур, поэтому он не может нести ответственность за то, что творят силовики на территории Чечни. Прокуратура ему тоже не подчиняется. Поэтому как он может влиять на расследование или нести ответственность за то, что творят силовики? Хотя тут же он сказал, что "в принципе я несу ответственность за все, что творится на территории Чеченской республики, как президент".

Угроз я, сразу скажу, в этом разговоре не было. Это был скорее спокойный разговор, который сводился к упрекам. Когда я подтвердил, что я эти слова сказал и готов нести за них ответственность, он сказал: "Я звоню не для того, чтобы заставить вас отвечать, я просто говорю как мужчина с мужчиной, чтобы вы поняли, что вы не правы".

Я ему сказал, что вообще-то "Мемориал" не знает, как в этих условиях можно работать на территории Чеченской республики и, возможно, мы будем вынуждены прекратить там работу. На что он резко выразил несогласие, сказал – нет-нет, важно, чтобы "Мемориал" продолжал работать, нехорошо, если мы все покинем свою родину. Когда я сказал: "Я помню, как вы уволили Наташу Эстемирову (из правозащитного совета при мэрии Грозного – РС), она мне рассказала, в каких недопустимо грубых выражениях это произошло", он ответил: "Да, я ее уволил, потому что она не была готова находить язык с руководством Чеченской республики, а, следовательно, это минус ей как правозащитнику". Да и вообще, сказал он, кому Наташа Эстемирова представляла угрозу ? Никому она никакой угрозы не представляла, и мне в том числе. Убили ее те, кто хотел подставить меня или руководство Ингушетии", - сказал Олег Орлов в интервью корреспонденту Радио Свобода.

Олег Орлов добавил, что не хотел бы давать разговору оценок.

Сегодня в связи с убийством Натальи Эстемировой состоялась также пресс-конференция представителей правозащитных организаций и уполномоченного по правам человека Владимира Лукина.

В Независимый пресс-центр, где, как правило, проходят пресс-конференции российских правозащитников, сегодня практически было невозможно попасть - столько приехало журналистов, чтобы услышать, что же думают по поводу убийства своей коллеги Натальи Эстемировой представители центра "Мемориал", уполномоченный по правам человека Владимир Лукин и Людмила Алексеева, которая также была сегодня на пресс-конференции.

Людмила Алексеева сказала:

Есть одно средство, совершенно в духе наших понятий, а не в духе Конституции и закона. Пусть Владимир Владимирович Путин прекратит покровительство Кадырова

- Личных врагов президента Кадырова убивают не только в Чечне. Их убивали на улицах Москвы, их убивали в Вене, их убивали в Катаре. Я не слыхала, чтобы в связи с причастностью к этим убийствам президента Кадырова было заведено следствие. И я уверяю вас, что оно не заведено, потому что у нас для расследования дел о заказных политических убийствах имеется черта, которую следователь не смеет переступить. Переступив ее, он сам оказывается в тюрьме, или отстраненным от работы, или у него просто отбирают дело. Есть одно средство, совершенно в духе наших понятий, а не в духе Конституции и закона. Пусть Владимир Владимирович Путин прекратит покровительство Кадырова. Пусть хотя бы с этого начнет. Пусть "полетит" Кадыров после этого убийства. Пусть против него начнется следствие. И тогда я поверю, что когда-нибудь, может, не при моей жизни, а при вашей, у нас и справедливый суд появится, и нормальные, не правонарушительные, а правоохранительные органы.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин был менее категоричен, он убежден, что не следует снимать ответственность за случившееся убийство и с федеральных властей, по вине которых Чечня фактически превратилась в анклав вседозволенности:

- Постепенно в нашей стране создаются анклавы вседозволенности, где можно сделать все и со всеми, включая физический суд над людьми. И эти анклавы вседозволенности очень опасны сами по себе, опасны тем, что они имеют тенденцию распространяться. Поэтому те, кто терпит существование таких анклавов, руководствуясь какими-то очень возвышенными политическими и конъюнктурными соображениями, очень опасную позицию занимают, опасную для самих себя, в конечном счете. Наша власть, как региональная, так и федеральная, не полностью обеспечивает безопасность страны, которая расшифровывается как безопасность граждан. И это совершенно нетерпимо и должно быть так или иначе, в исторически измеримые сроки, если не устранено, то радикально улучшено.

Правозащитники потребовали, чтобы государство обеспечило проведение эффективного расследования убийства их коллеги Натальи Эстемировой.

XS
SM
MD
LG