Ссылки для упрощенного доступа

Коллеги Натальи Эстемировой не верят, что ее убийство будет раскрыто


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Убийство журналистки и правозащитницы Натальи Эстемировой вызвало возмущение не только в России: преступление требуют расследовать официальные представители Белого дома и сотрудники американской правозащитной организации "Хьюман Райтс Вотч". Российский президент Дмитрий Медведев поручил это резонансное дело главе Следственного комитета при прокуратуре Александру Бастрыкину, а президент Чечни Рамзан Кадыров взял расследование убийства журналистики "под личный контроль" и заявил, что намерен вести его "по традициям". Никто из коллег Натальи Эстемировой не сомневается, что преступление связано с ее профессиональной деятельностью.

Любовь Чижова: Убийство Натальи Эстемировой осуждают ее коллеги из российских и зарубежных правозащитных организаций, а также представители властных структур. Майкл Хаммер из Совета национальной безопасности США при Белом доме призывает российские власти наказать виновных в гибели Эстемировой. Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким правозащитницы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что берет расследование под личный контроль. "Поиски преступников будут вестись не только по линии официального следствия, но и неофициально в соответствии с традициями чеченцев", - сказал Кадыров в среду вечером журналистам. Коллеги Натальи Эстемировой, несмотря на громкие заявления чиновников, не верят, что ее убийство будет раскрыто.
Руководитель организации "Гражданское содействие", член правления правозащитного центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина с начала недели вместе с Натальей Эстемировой работала в Чечне и Ингушетии. Она рассказала Радио Свобода о последних днях убитой журналистки и правозащитницы.

Светлана Ганнушкина: Я приехала во Владикавказ в понедельник. Наташа тоже приехала туда из Грозного, и мы вместе с Наташей были в Управлении верховного комиссара ООН по беженцам и обсуждали нашу совместную работу. А на следующий день мы с ней работали весь день, работали в Грозном. И мы с ней были в Министерстве внутренних дел, мы разговаривали там с Янишевским Андреем Бориславовичем, несколько вопросов затрагивали. В первую очередь Наташа говорила, она говорила о том, что в последнее время много похищений, была бессудная казнь, что жгут дома родственников боевиков. Мы говорили о том, что ничего это за собой не влечет, кроме дополнительного рекрутирования в эти ряды еще молодых людей. Она просто приводила конкретные примеры. И договорились о дальнейшем сотрудничестве. В частности, договорились, что в среду Наташа вместе с ними поедет в Ставрополь, чтобы обсуждать вопрос о том, как можно совместить наши базы данных по пропавшим без вести, как можно заниматься поисков пропавших без вести. Это вот была тема в Министерстве внутренних дел. Потом мы с ней были у прокурора, у Савчина Михаила Михайловича, с ним обсуждали те же самые темы. Он нам посоветовал обратиться еще и в Следственный комитет, потому что очень многие функции следствия с прокуратуры сейчас сняты и отданы Следственному комитету. Там обсуждали те же вопросы. В Следственном комитете мы встречались с Пашаевым, те же вопросы обсуждали и говорили о том, что необходимо это делать. И во всех трех местах нас благодарили, благодарили Наташу в первую очередь, говорили, что это замечательный источник информации. Потому что люди сейчас боятся заявлять о своих несчастьях, о том, что у них похищают родственников, жгут дома, и вообще обо всем, что происходит. То же самое, кстати, происходит с нами, мы информацию стали получать гораздо более затрудненно.
Кроме этого, во всех трех местах мы ставили вопрос об Абдуллаеве. Вы знаете, это молодой человек, который как бы существует на территории Чечни сейчас, он был депортирован из Египта, и время от времени его показывают по телевизору, то есть в виртуальном пространстве он существует, но никто из родственников и никто из нас с ним встретиться не мог. У меня доверенность от его матери, и я просто уже на сей раз подала заявление с просьбой проверить возможное преступление, то есть похищение человека и задержание его насильственное, лишение его насильственно свободы.
И на следующий день Наташа должна была ехать в середине дня с МВДэшниками, а до этого она должна была еще раз пойти в Следственный комитет и уже с его руководителем, с Леденевым, обсудить эти вопросы. В два часа мы позвонили, я позвонила Наташе. Наташа не откликнулась. Я стала звонить коллегам. Коллеги сказали, что они уже тоже ее ищут. Но потом довольно быстро выяснилось, нашлись свидетели того, как ее похищали, и очень скоро обнаружился труп.
Вот сейчас я видела ее тело, я с ней попрощалась. Это две маленькие раны около сердца, в области сердца и контрольный выстрел в голову.

Любовь Чижова: Светлана Алексеевна, как вы думаете, это преступление будет раскрыто?

Светлана Ганнушкина: Не думаю, что это преступление будет раскрыто. Но эта кровь, безусловно, на руководителе республики и на тех, кто с таким азартом защищает права человека в лице ровно одного человека, его право делать все, что угодно. Это право ему дано российской властью, и это называется "чеченская стабильность" на сегодняшний день. Вот это стабильность по-чеченски.

Любовь Чижова: Об убийстве Натальи Эстемировой говорит руководитель "Фонда защиты гласности" Алексей Симонов.

Алексей Симонов: Я думаю, что нас добивают до последнего. И это уже настолько очевидное сведение счетов, что просто заранее стыдно за правосудие, которое именно это убийство не сумеет разобрать и распутать вплоть до выяснения исполнителя и заказчика. За этим преступлением стоят те, кто постоянно занимался такой на Наташу и на все то, что она делала. Это так называемые органы охраны конституционного строя Чеченской республики. В какой форме это выражается - в виде внутрених дел или в виде секретных служб, или в виде кадыровской гвардии, - это я не знаю.

Любовь Чижова: О том, какую реакцию убийство Натальи Эстемировой вызвало в Чечне, рассказывает корреспондент Радио Свобода Ахмет Султанов.

Ахмед Султанов: В своих многочисленных интервью Наталья Эстемирова называла вещи своими именами, что в последние годы в Чечне, редко кто осмеливался делать.

Наталья Эстемирова: Российская Фемида еще раз показал, на чьей она стороне. Не на стороне закона, а на стороне насильников, убийц, поджигателей, бандитов и так далее. Вот и все. Главное, чтобы на них погоны были, главное, чтобы они представляли государство в данный момент.

Ахмед Султанов: Это интервью Наталья Эстемирова дала Радио Свобода в связи с условно-досрочным освобождением экс-полковника Юрия Буданова из российской тюрьмы. Чеченские правозащитники, буквально шокированы убийством их коллеги, и это потрясение не скоро пройдет. Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Усам Байсаев уверен, что убийство Эстемировой напрямую связано с ее правозащитной деятельностью.

Усам Байсаев: Версия только одна: ее убили за ее деятельность в Чечне. Она занималась расследованием похищений людей, внесудебных казней. В этом качестве достаточно сильный гнев вызывала в силовых структурах. Версия только одна, что ее могли убить за ее деятельность в Чечне по защите прав людей.

Ахмед Султанов: Для расследования убийства правозащитницы в Грозный прибыла группа специалистов из Следственного комитета Прокуратуры России. Они уже приступили к изучению обстоятельств преступления. Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что возьмет под личный контроль расследование и параллельно официальному намерен вести и неофициальное в соответствии с традициями чеченцев.

Любовь Чижова: Наталья Эстемирова была похищена неизвестными 15 июля утром - свидетели сообщили, что ее насильно посадили в машину "ВАЗ-2107". Вечером того же дня тело правозащитницы с огнестрельными ранениями было найдено в Ингушетии. У Натальи Эстемировой осталась 16-летняя дочь.
XS
SM
MD
LG