Ссылки для упрощенного доступа

Олег Орлов: В Чечне правозащитников приравняли к террористам


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

Марина Дубовик: Правозащитный центр "Мемориал" временно приостанавливает свою работу в Чеченской республике после совершенного там похищения и убийства его сотрудницы Натальи Эстемировой. Тем временем президент Чечни Рамзан Кадыров намерен подать в суд на председателя центра Олега Орлова, возложившего на главу республики ответственность за гибель правозащитницы. Сложившуюся ситуацию нам прокомментировал сам председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

Олег Орлов: Мне кажется, это нормально, если Рамзан Кадыров решил разрешать возникшую конфликтную ситуацию в рамках правовых норм, а не каким-то иным путем. Я готов в рамках этих правовых механизмов отвечать за то, что я сказал. Я не вижу вообще никаких шагов вперед на пути гражданского общества и в нашей стране за последние годы, и уже тем более в Чеченской республике. Я вижу все шаги, которые происходят, как шаги назад – от гражданского общества. Но разрешение конфликта в рамках правовых норм – это не "шаг к…", это шаг внутри механизмов, которые существуют в рамках гражданского общества.
В Чеченской республике была создана атмосфера, была создана система, когда представители государства могли бесконтрольно и безнаказанно похищать людей, увозить их, осуществлять бессудные казни и когда должностные лица в своих выступлениях приравнивали правозащитников к бандитам и террористам и прямо и непосредственно угрожали им.
У нас нет следствия, мы можем расследовать неофициально, мы можем общественно выяснять обстоятельства дела, но у нас нет никаких следственных, по сути дела, органов, у нас нет никакой возможности допроса человека. Мы не можем вести за государство следствие, мы можем только требовать, обращать внимание на то, что государство должно сделать, ну, естественно, ближайшему нашему, главному нашему сподвижнику Наташе Эстемировой вот по этому делу. Мы, конечно, потерпевшим по этому делу предоставим адвокатов, и адвокаты будут представлять в рамках уголовного дела интересы потерпевшей – дочери Ланы. Мы будем давить на международные инстанции. В конце концов, если дело не будет расследоваться, как 99,9% дел по убийствам и похищениям и прочим нарушениям прав человека в Чеченской республике, мы доведем это до Европейского суда. У нас возможности ограничены.
Мы сейчас обсуждали с нашими коллегами возможность продолжения работы правозащитного центра "Мемориал" в Чеченской республике. Это то, о чем нас в последние дни спрашивали очень много журналисты, наши коллеги на пресс-конференциях. Нам прямо говорили: ребята, думайте, это действительно очень опасно, как можно в этих условиях продолжать? Мы обсуждали ситуацию серьезно и много с нашими коллегами. Я должен сказать, что нами принято решение о временном (подчеркиваю – временном!) приостановлении работы всех представительств правозащитного центра "Мемориал" на территории Чеченской республики, поскольку там созданы условия, в которых невозможны никакие независимые гражданские инициативы, в которых власть явно демонстрирует враждебность к независимым гражданским инициативам и правозащитной работе, в которой убивают наших друзей и товарищей, коллег.
XS
SM
MD
LG