Ссылки для упрощенного доступа

“Кинообозрение” Андрея Загданского.


“Кинообозрение” Андрея Загданского.
“Тетро”: Фильм нового Копполы.



Александр Генис: В элитарных залах летнего Нью-Йорка идет “Тетро”, фильм нового Копполы, который разительно не похож на старого уже тем, что эти его картины предназначены не столько для широкой, всемирной, аудитории, сколько для взыскательных знатоков-кинофилов. Они – вместе с ведущими кинокритиками - тепло встретили уже вторую экспериментальную работу режиссера, который на склоне лет (в этом году он отметил свое 70-летие) неожиданно начал вторую карьеру. О ней мы беседуем с ведущим “Кинообозрения” “Американского часа” Андреем Загданским.



Андрей Загданский: “Тетро” это черно-белый фильм с редкими цветными вставками. Фильм замечательно смотрится визуально. Мелодраматическая история Анджело Тетрочини, он же Тетро, и его брата Бена. Бегство двух братьев из семьи, точнее, от отца - властного, доминирующего отца. Эта история – основа фильма, но не вполне главное содержание картины. Старший брат сбежал из семьи, чтобы писать. Его, якобы, гениальная пьеса не закончена. Младший брат, который оказывается в доме старшего брата в Буэнос-Айресе, находит пьесу, тайком читает закодированную рукопись, полагая, что в пьесе есть правда о его отце, о его матери, о нем самом, правда о семье. До этого младший брат, после ссоры со страшим братом, заканчивает пьесу, добавив свою концовку. Финал, который должен разрешить семейный конфликт. Пьесу ставят, она попадает на театральный фестиваль, и на премьере пьесы он узнает от старшего брата, что реальный финал совершенно иной. То есть, в то время как реальность приобретет другую жизнь, жизнь в театре, мы понимаем, что реальность не такова, а сложнее глубже и страшнее. Все то, что мы видим на экране, очень изящно и очень холодно сделано. Эта холодная дистантная реальность, которая и задумана как холодная и дистантная, остается холодной, дистантной, неинтересной для меня. Параллельная театральная реальность, где воображение Копполы взлетает в какое-то другое измерение, которое он явно, как режиссер и автор ищет в своем творчестве, кажется куда интереснее, чем основное течение фильма. В фильме две замечательные актерские работы, это младший брат и Миральда - любовница Тетро. Ее играет Мирабель Верду, испанская актриса, которую мы помним по фильму “И твою маму тоже”. Совершенно восхитительная актриса. И, к сожалению, заглавная роль, роль Тетро, которого играет Винсент Гала, не держит фильм. У актера очень яркая внешность, замечательное большое Эго, и совершенно пустые глаза. Страшная ошибка великого кинематографиста Френсиса Копполы: его ведущий актер неинтересен, недостоверен и губит картину.

Александр Генис: Андрей, меня очень интересует вторая карьера Копполы, потому что это уникальный случай в искусстве. Человек достигает высшего, что может быть в своем мастерстве. Коппола - человек эпического размаха, это мастер, который не так часто встречается в мировом искусстве вообще, потому что два его лучших фильма, “Крестный отец” и “Апокалипсис сегодня”, это две могучие, я бы сказал, библейские притчи: первая - о происхождении справедливости (когда нет закона, то беззаконие берет на себя функции закона), а вторая это притча о цивилизации (как рождается в крови цивилизация). И вот мы видим, как этот человек отказывается от всего, что он сделал, и начинает сначала. Такое было только в Японии, когда мастера достигали успеха, а после этого брали другое имя.

Андрей Загданский: И совершали харакири.


Александр Генис: Это было харакири для имени. Они брали другое имя и начинали в новой манере работать, начинали новую жизнь. Причем сам Коппола говорит, что ему безразличен успех фильма. Можно было бы ему поверить, если бы у меня не вызывало сомнение другое. Что такое успех? Это тождество замысла и результата. Так вот, я представляю себе замысел Копполы. Он не хочет рассказать нам больше истории, он хочет создавать подсознательное течение жизни, воспроизвести нечто такое, что мы не можем увидеть, но можем почувствовать. Как бы я не хотел полюбить такую картину, я не могу, потому что она мне кажется претенциозной. Вы не находите, что Коппола вошел в кризис - вместо второй карьеры появилась тень провала?

Андрей Загданский: Провал, по отношению к карьере Копполы - понятие неприменимое. Может речь идти только о провале конкретного фильма. Искать себя заново это значит ошибаться, и его ошибки в предыдущей картине “Юность без юности” мне кажутся куда менее значительными. Я посмотрел тот фильм с удовольствием. Это, с моей точки зрения, провальный фильм, хотя критики в Нью-Йорке очень доброжелательно пишут о фильме. Ему 70 лет, он хочет ошибаться, как молодой человек. Когда тебе 70, и у тебя гигантский художественный, творческий опыт, ошибаться, как новичок, очень трудно. Претенциозность, мне кажется, происходит от этого. Тем не менее, сама попытка, вернее, не попытка, а он просто сбросил старую кожу, и начать поиск заново, научиться ошибаться - достойна восхищения.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG