Ссылки для упрощенного доступа

В России - День единых действий против произвола милиции


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.

Андрей Шароградский: Российские общественные и правозащитные организации проводят сегодня День единых действий против произвола милиции. В нескольких городах России пройдут митинги, пикеты и другие акции протеста. По мнению правозащитников, нарушения закона со стороны сотрудников правоохранительных органов стали повсеместными и обыденными.

Ольга Вахоничева: Организаторами акций против милицейского произвола, которые проходят сегодня почти в 30 российских городах, являются активисты "Левого фронта". В Петербурге пикетируют офис уполномоченного по правам человека. В Москве акция протеста прошла у представительства Алтайского края при правительстве России. Главное требование участников акции к силовым структурам - прекратить преследование представителей оппозиции. По словам координатора оппозиционного движения "Левый фронт" Сергея Удальцова, его сторонники все чаще сталкиваются с милицейским произволом.

Сергей Удальцов: Буквально за последний месяц в Алтайском крае было два случая, один раз человека похитили, бывшего нашего активиста Данилу Полторацкого, увезли просто в неизвестном направлении во время проведения им акции протеста, били. Сейчас там возбуждено уголовное дело, но пока никакой ясности нет. Через две недели избили другого активиста - Тараса Борисова, в Барнауле, в подъезде дома, незадолго до визита Нургалиева в Барнаул. В Костромской области буквально за последние две недели наших активистов, в частности, Владимира Шестерова - его терроризировали сотрудники этого же самого Центра по борьбе с экстремизмом. Мы считаем это недопустимым и в связи с этим инициировали проведение такого дня единых действий.

Ольга Вахоничева: Активиста "Левого фронта" в Костромской области Владимира Шестерова сотрудники различных подразделений силовых структур начали преследовать, как только он организовал региональное отделение оппозиционного движения. По словам Шестерова, формально поводом для преследования послужило официально зарегистрированное издание "Левого фронта" "Ультиматум".

Владимир Шестеров: Когда я приезжаю из Москвы, я не знаю, по каким причинам, не могу объяснить, меня постоянно встречает линейное отделение милиции, уже ждут уголовного розыска представители. Каждый раз без понятых, без свидетелей меня задерживают, начинают обыскивать. Я уже могу предположить, что мне могут что-то и подсунуть. Но последний раз мало, что меня задержали и конфисковали у меня полностью весь майский выпуск газеты "Левый фронт", потом приехали ко мне домой без каких-либо свидетелей, стали рыться в моих личных вещах. После привезли уже в районное отделение милиции, не сказали мне повод моего задержания. До сих пор я добиваюсь копии протокола через прокуратуру, хотя месяц уже прошел, мне пока на руки ничего не дали еще.

Ольга Вахоничева:
Вам какие-то обвинения предъявляют?

Владимир Шестеров: Газета "Ультиматум" находится уже второй месяц на исследовании у костромских лингвистов. Мне сказали, если там обнаружат лингвисты факт разжигания социальной розни, тогда меня привлекут по 282-й статье. Дней восемь назад я снова был допрошен представителями костромского Комитета по борьбе с экстремизмом. Мне объяснили, что меня мировой судья будет судить за нарушения статьи 11 закона о СМИ.

Ольга Вахоничева: Оказанием правовой помощи людям, пострадавшим от неправомерных действий правоохранительных органов занимается фонд "Общественный вердикт". Судя по характеру обращений в фонд, его сотрудники сделали вывод, что чаще всего насилие и беззаконие по отношению к гражданам допускает милиция. Говорит эксперт фонда Асмик Новикова.

Асмик Новикова: Система правоохранительных органов, в первую очередь милиция, в наименьшей степени была затронута реформированием, которое вялотекущим образом происходит все постсоветское время. По сути, милиция и органы внутренних дел продолжают работать в соответствии с профессиональными стандартами советской милиции. Сложившаяся практика работы в основе своей основана на идее репрессий по отношению к нарушителям. В целом это деятельность, которая укладывается в такую концептуальную рамку. Это репрессивные органы, которые служат скорее государству, чем гражданам. Сотрудники милиции в первую очередь себя осознают, как люди государства, работают они, в первую очередь, реализуя интересы государства, а не интересы людей, живущих на тех территориях, которые они обслуживают.

Ольга Вахоничева: Из практики правозащитников известно, что к ним обращаются очень немногие, кто пострадал от действий милиции. Причины такого поведения людей Асмик Новикова объясняет так.

Асмик Новикова: Во-первых, люди просто не знают, куда нужно обратиться. Вторая причина связана с тем, что люди боятся. Им кажется, что, инициировав официальное разбирательство, они могут себе не то, чтобы усложнить жизнь, а поставить под угрозу себя и свою семью. Это существенная причина. Еще одна причина связана с тем, что не всегда люди в должной степени осознают ту или иную ситуацию как требующую официального разбирательства.

Ольга Вахоничева: К кому же нужно обратиться человеку, который столкнулся с милицейским произволом, чтобы это возымело действие?

Асмик Новикова: Во-первых, необходимо обращаться в следственные органы. Тут зависит от ситуации. Если, например, факт избиения, необходимо максимально быстро сходить в государственный травмпункт и зафиксировать все травмы. При этом, конечно же, если в регионе существует организация, которая оказывает правовую помощь людям, то сразу же имеет смысл обратиться к ним, потому что они помогут выстроить наиболее разумный и эффективный алгоритм восстановления нарушенных прав. Специфика дел, связанных с произволом со стороны сотрудников милиции, говорит о том, что чем быстрее включаются сами граждане и включаются правозащитники, тем больше вероятность добиться разбирательства и добиться восстановления прав, в том числе наказания для тех сотрудников милиции, которые допустили произвол.

Ольга Вахоничева: Социологи "Левада-центра" провели опрос о роли российской милиции и уровне доверия граждан к сотрудникам правоохранительных органов. По данным исследования, половина опрошенных жителей России недовольны работой силовых структур. 65 процентов респондентов не чувствуют себя защищенными от произвола милиции. Продолжает руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Борис Дубин.

Борис Дубин: Две трети населения российского считают, что усилия милиции в основном направлены на обеспечение собственных интересов и только процентов 20 считают, что усилия милиции направлены на удовлетворение интересов населения, на защиту. Большая часть россиян, примерно от двух трети до трех четвертей, по данным разных исследований, не чувствуют себя защищенными от возможного произвола со стороны милиции, ГИБДД и других аналогичных структур. Среди тех, кто нарушает права людей, на первом месте стоит именно милиция. Четверть тех, чьи права нарушались, указывают на то, что их права нарушала милиция, и речь шла о хамстве, грубости, об угрозе применения силы.

Ольга Вахоничева: На днях на заседании Общественного совета глава МВД России Рашид Нургалиев заявил, что граждане могут сообщать на сайт ведомства об увиденных преступлениях, а также о случаях мздоимства на дорогах или других противоправных действиях самих сотрудников милиции.
XS
SM
MD
LG