Ссылки для упрощенного доступа

Каринна Москаленко: показания Михаила Касьянова будет оценивать Европейский суд


Михаил Касьянов, 2009
Михаил Касьянов, 2009

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.
Андрей Шароградский: Адвокат Каринна Москаленко, которая представляет в Европейском суде по правам человека интересы Михаила Ходорковского, передала в этот суд письменные показания Михаила Касьянова. Бывший премьер-министр России утверждает: в разговоре за закрытыми дверями он обсуждал с Владимиром Путиным, тогда президентом России, судьбу Михаила Ходорковского, и Путин упрекал бизнесмена в том, что тот без согласия Кремля финансирует политическую оппозицию в России. Разговор Касьянова и Путина со слов Касьянова пересказывает британская газета "Файнэншл Таймс", которая предполагает, что показания бывшего премьер-министра могут подтвердить версию преследования Ходорковского по политическим мотивам. Михаил Касьянов сегодня отказался сам комментировать эту тему в интервью Радио Свобода, но вот что сообщила моему коллеге Андрею Шарому адвокат Каринна Москаленко.

Каринна Москаленко: Относительно сегодняшней новости, мнение заявителя - Михаила Борисовича Ходорковского - оно очень простое. Он не считает возможным хоть как-то комментировать показания свидетелей и другие доказательства по этому делу на этой стадии. Это Европейский суд будет решать, будет оценивать.

Андрей Шарый: Напомните, пожалуйста, какие сейчас дела, связанные с Ходорковским, которого вы представляете в делах в Европейском суде, рассматриваются и на какой они стадии?

Каринна Москаленко: Там сейчас существуют три зарегистрированных жалобы. По первой жалобе после 10 июля, когда закончился полный обмен состязательными документами, суд приступил к вынесению решения, мы ожидаем решения по существу. Вы, наверное, помните, что было уже принято решение по приемлемости этой жалобы.
Что касается второй жалобы, то она относится к теме "Справедливое судебное разбирательство и отказ в правосудии и привлечение необоснованное без преступления". Там закончена коммуникация по делу, но еще нет решения по приемлемости. Ожидаем.
В отношении третьей жалобы. Третья жалоба относится ко всему периоду после первого процесса. Все нарушения, связанные с отправлением Михаила Борисовича в отдаленный регион, все нарушения, связанные со вторым следствием, и вот сейчас там уже появились дополнения, связанные с нарушениями во втором процессе против Михаила Борисовича и Платона Леонидовича Лебедева.

Андрей Шарый: Жалоб три, а не одна, поскольку по мере того, как вы и ваш подзащитный замечаете новые нарушения закона, вы формулируете новые иски, новые жалобы. Верно я понимаю?

Каринна Москаленко: Это верно. Эти жалобы объединены логическим и временным фактором. Так что обойтись одной жалобой было невозможно. Первая жалоба - это в основном досудебная стадия по первому процессу и содержание под стражей во время первого процесса. А так же и политическая мотивированность преследования Ходорковского, как особая тема, по статье 18-й Европейской конвенции. Вот сейчас, собственно, мы и ждем рассмотрения, уже теперь вынесения последнего решения, потому что решение по приемлемости, оно только определяет, что эта жалоба допустима к рассмотрению. Российские власти категорически возражали против этого и отвергали все нарушения по всем статьям, которые мы заявляли. Вот Европейский суд не разделил позицию властей, и мы сейчас ждем вынесения решения.

Андрей Шарый: Показания Михаила Касьянова к какому из этих дел относятся, к какой жалобе?

Каринна Москаленко: Я уже сказала, что заявитель не хочет комментировать этот вопрос сейчас. Поверьте мне, он неоднозначный. Вы как бы поставили очень простой вопрос, на него было бы легко ответить, если бы он был однозначным. Я не могу сейчас комментировать этот вопрос.

Андрей Шарый: Это была инициатива самого Касьянова? Он просто предложил вашему подзащитному и вам выступить в поддержку Ходорковского?

Каринна Москаленко: Вы, как журналист, должны были задать этот вопрос, я с вами тут солидарна. Я, как адвокат, который проявляет в этой стадии определенную сдержанность, обязан проявлять определенную сдержанность, я воздержусь от ответа на этот вопрос.

Андрей Шарый: Как скоро могут быть рассмотрены вот эти две жалобы, которые еще не рассмотрены?

Каринна Москаленко: Трудно с Европейским судом в последнее время совсем стало со сроками определяться. Видите ли, у жалоб некоторых есть понятие такое, как приоритетное рассмотрение жалоб. Скажем, первая жалоба рассматривалась в приоритетном порядке, будет ли рассматриваться вторая жалоба в приоритетном порядке - это еще вопрос времени. Мы не можем пока никаких временных ожиданий высказывать. Наши ожидания просты: чем быстрее, тем лучше, и Европейский суд, собственно, стоит на той же самой позиции. Проблема в том, что в Европейском суде скопилось более 100 тысяч жалоб из разных стран, юрисдикция Европейского суда распространяется на 47 государств, а Россия - основной поставщик сегодня этих дел. Не только потому, что у нас, конечно, значительное количество нарушений, но еще и потому, что страна, в общем, большая, и очередь затягивается. Если раньше дело рассматривалось иногда за 2-3 года, если уж затягивалось, то, скажем, до 4-5 лет, то сейчас 5 лет - это вполне средний срок. Это очень печально. Европейский суд, конечно, ищет любые формы и главное - Парламентская Ассамблея Совета Европы изыскала определенные реформы для ускорения рассмотрения дел, но беда в том, что Россия не принимает 14-го протокола, не ратифицировав его, она тормозит эти меры, и по-прежнему дела рассматриваются очень долго.

Андрей Шарый: Какова общая практика отношений России и Европейского суда по тем искам, которые граждане Российской Федерации выигрывают в Европейском суде против России? Россия как себя ведет?

Каринна Москаленко: Россия всегда выплачивает все суммы по решениям Европейского суда. Если у России есть проблемы с исполнением решений, то это, скорее, относится к мерам общего характера. Тут действительно проблема, потому что когда по одним и тем же вопросам выносятся десятки решений, а практика в России не меняется, от одной лишь выплаты или от сотен выплат мало что зависит. Надо все-таки менять и отношение к тем вопросам, которые стали предметом рассмотрения Европейского суда. Если бы решения Европейского суда исполнялись бы не только в части выплат, меньше было бы таких жалоб.

XS
SM
MD
LG