Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация на Северном Кавказе вызывает тревогу у российских правозащитников


Сурхахи, 5 марта 2009
Сурхахи, 5 марта 2009

Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Андрей Шарый.
Александр Гостев: Ситуация в Ингушетии продолжает вызывать тревогу у российских правозащитников. По данным члена Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России Магомеда Хазбиева, с начала марта нынешнего года в Ингушетии было убито 107 человек, похищено 9. Российские правозащитники сегодня объявили о создании рабочей группы по мониторингу грубых нарушений прав и свобод граждан в республиках Северного Кавказа.

Олег Кусов: Правозащитники отмечают, что Ингушетия превратилась в одну из самых взрывоопасных республик на Северном Кавказе. При этом уровень коррупции здесь продолжает оставаться высоким, полагает член Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России Магомед Хазбиев.

Магомед Хазбиев: Мы, конечно, обеспокоены ситуацией последнего месяца в республике после того, как было совершено дерзкое, варварское покушение на президента нашей республики. Непонятно кто и что, каким образом это сделал. Война продолжается, темпы набирает. Мы потеряли просто счет убитым. Позавчера убиты 4 сотрудника, до этого целую семью сотрудника расстреляли. Каждодневные убийства и покушения ни к чему хорошему не приведут. С января месяца по 10 мая у нас была 100-процентная информация по жертвам - было 107 убитых и 9 похищенных, из них 4 человека нашли убитыми. Когда это закончится?! От всего этого люди устали.

Олег Кусов: Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева напомнила, что в Ингушетии возлагали надежды на президента Юнус-Бека Евкурова. Однако после полученного тяжёлого ранения в результате теракта, трудно предположить, когда ингушский лидер вернётся к активной деятельности.

Людмила Алексеева: Дело было начало налаживаться, когда президент сместил прежнего Зязикова и определил на этот пост Евкурова. Это вызвало общее ликование в республике. Надо сказать, он старался оправдать это доверие и высокое назначение. Он старался как-то обессилить подполье. Договаривался с родственниками - ваши ребята ушли туда, пусть придут, пока на них крови нет, они будут прощены, им ничего не будет. Я не скажу, что массами возвращались, но меньше стали уходить в надежде на лучшую жизнь.

Олег Кусов: Российские правозащитники сегодня объявили о создании рабочей группы по мониторингу грубых нарушений прав и свобод граждан в республиках Северного Кавказа.

Людмила Алексеева: Толчком к тому, что было принято такое решение, было, конечно, трагическое событие 16 июля - похищение и убийство Натальи Эстемировой. Она была членом Экспертного совета уполномоченного по правам человека. Поскольку это тягчайшее преступление не единственное, а в длинной цепи предыдущих таких же фактов, эти злодеяния, к сожалению, как правило, остаются безнаказанными, то вот и решили создать такую группу, которая, во-первых, усилила бы постоянный мониторинг в республиках Северного Кавказа, а, во-вторых, наладила бы на основе этого мониторинга оперативное сообщение о похищениях людей, о других беззакониях, по отношению к ним совершенных, с тем, чтобы мы могли оперативно на это реагировать.

Олег Кусов: Говорила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
В рабочую группу, помимо Людмилы Алексеевой, вошли уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, глава совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Панфилова, член Общественной палаты России Николай Сванидзе.

Александр Гостев: Вечером в среду представители чешских общественных организаций проводят в центре Праги митинг памяти убитой в Чечне правозащитницы Натальи Эстемировой. Вот что сообщил моему коллеге Андрею Шарому один из организаторов акции, чешский общественный деятель Адам Вондра.

Адам Вондра: Просто очень хотелось как-то выразить сочувствие людям, которые остались за Натальей Эстемировой - не только близкие люди, но просто люди, которые с ней работали, которые находятся в том же самом напряжении, в том же самом риске жизни. Они на самом деле рискуют жизнью. Нам просто хотелось как бы им сказать через расстояния - тут люди о них думают, их поддерживают, о них не забывают. Потому что мы понимаем, что ситуация, в которой они находятся, достаточно тяжелая. Они, на самом деле, очень мужественно себя ведут такие люди, какой была Наташа Эстемирова. Они продолжают работать. Мы хотели выразить свою поддержку.

Андрей Шарый: К сожалению, это далеко не первая трагедия, связанная с ситуацией на Северном Кавказе. Чехия как-то традиционно с большим вниманием относится к тому, что происходит на Северном Кавказе. И гуманитарные чешские работники из организации "Человек в беде" работали в Ингушетии, и Чечне. Смерть Анны Политковской тоже отразилась в чешском обществе - проходили публичные акции протеста. Сейчас связанная с памятью о Наталье Эстемировой акция. Почему чехам не все равно?

Адам Вондра: Есть такой, я бы сказал, исторический опыт. Мы же прекрасно понимаем, что нам люди с Запада очень часто помогали в свое время, когда нам эта помощь была нужна. Есть такое понятие, что надо что-то отдавать. Есть люди в Чехии, которые очень интересуются Россией, которые с уважением, я бы даже сказал, с огромнейшим уважением смотрят на таких людей как Анна Политковская или Наталья Эстемирова, которые с удивительном мужеством работали в очень тяжелых условиях.

Андрей Шарый: Вы профессионально так или иначе связаны с Россией, у вас хороший русский язык. Что в ваших кругах люди, которые рядом с вами, друзья ваши говорят о ситуации в Чечне сейчас? Если вообще эта проблема волнует кого-то в Чехии.

Адам Вондра: Все меньше и меньше информации доходит. И вот такие акции важны для того, чтобы привлечь внимание людей к тому, что происходит в Чечне. Потому что это далеко не так, как было в 2000 году, когда была война, очень много информации поступало. В настоящее время все-таки поменьше. Они не понимают, что Чечне зачищена, что там далеко не все в порядке, а наоборот, что режим Кадырова... С точки зрения обычной жизни там построены какие-то дома, но все равно люди исчезают, причем, такие люди как Наталья Эстемирова.

Андрей Шарый: Сегодняшняя акция - это только акт моральной поддержки, дань памяти погибшей российской правозащитницы? Или вы планируете какие-то практические действия - какая-нибудь петиция в российское посольство, обращение к Путину, Кадырову?

Адам Вондра: Мы хотим написать такое короткое письмо в "Мемориал" - письмо-поддержку. Это будет иметь большее значение, чем официальное какое-то обращение. Вы же понимаете, мы же не Германия. Есть разница в понимании разных стран. Имеет смысл больше поддерживать людей на месте, чем официально.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG