Ссылки для упрощенного доступа

Алиментщиков загонят в угол


Судебным приставам добавили полномочий.
Судебным приставам добавили полномочий.
Российские судебные приставы получили право на обыск и задержание злостных неплательщиков или уклонистов от явки в суд. Эксперты указывают, что фактически ничего не изменилось, поскольку поправки лишь узаконили сложившуюся практику. Правозащитники ставят под сомнение конституционность некоторых поправок, расширяющих права судебных приставов.

Новая редакция закона "О судебных приставах" вступила в силу сегодня вместе с опубликованием текста поправок в "Российской газете".

Часть наблюдателей говорит о том, что внесенные изменения дают приставам слишком много полномочий, позволяя им, например, проводить обыски и входить без спроса в жилые помещения, а также принудительно доставлять в суд или службу судебных приставов граждан, отказывающихся явиться туда добровольно.

- Этот закон показывает эволюцию нашей Федеральной службы судебных приставов в сторону правоохранительного органа, то есть в сторону усиления ее силовых полномочий, - считает член научного совета при Федеральной службе судебных приставов Владимир Ярков.

Другие эксперты считают, что ничего нового нынешней редакцией закона не вводится. Если раньше пристав два-три раза фиксировал невозможность попасть в помещение, после чего служба судебных приставов обращалась к участковым и вместе с ним вскрывала помещение и описывала имущество, то теперь она будет делать то же самое без участкового. То есть фактически ничего не изменилось, поясняет адвокат Свердловской областной коллегии адвокатов Иван Кадочников.

Адвокат критично относится к позиции некоторых правозащитников, указывающих на то, что с принятием поправок в закон "О судебных приставах" ставятся под сомнение такие конституционные права граждан, как, например, право на неприкосновенность жилища. Правозащитники забывают, что, кроме прав, у людей есть еще и обязанности, например, обязанность платить по долгам, говорит Иван Кадочников:
Ребята, платите по своим долгам! Если вы не делали ничего, чтобы избежать этого, до суда не обсуждали эти вопросы - это ваша проблема

- Есть, к примеру, алиментщики. Существа, которые гордо именуются мужчинами, заявляют примерно следующее: "Я не буду платить тебе деньги на своего ребенка, кормись как хочешь". И официально декларируют 3-5 тысяч рублей, из которых платят копейки. Теперь, когда к этой категории граждан будут относиться более жестко, они искренне возмущаются, ссылаясь на нарушение права на тайну жилища. Ребята, платите по своим долгам! Если вы не делали ничего, чтобы избежать этого, до суда не обсуждали эти вопросы - это ваша проблема.

В свою очередь член научного совета при Федеральной службе судебных приставов Владимир Ярков обращает внимание на то, что обыски жилища и другие принудительные меры воздействия в соответствии с новой редакцией закона судебные приставы могут осуществлять только с санкции суда:

- В тексте закона везде идет речь о суде. Например, для привода лица, которое уклоняется от явки в суд, судебные приставы могут входить в жилые помещения только с санкции суда. Или для привода лица, которое уклоняется от явки в суд, они могут входить в помещения, которые принадлежат другим лицам, также имея в виду, что для этого требуется постановление суда на то, чтобы это лицо было доставлено в суд.

Станет ли работа судебных приставов эффективнее после вступления в силу новой редакции закона? Владимир Ярков считает такую постановку вопроса некорректной, поскольку эффективность в данном случае, по его мнению, зависит не от службы судебных приставов:
Проблема исполнения судебных решений зависит от решения целого ряда организационных, правовых, где-то даже политических вопросов

- Судебный пристав может найти только то имущество, которое реально существует. Мы не можем ставить в вину службе, что она не может ничего взыскать с компании-однодневки, которая создавалась только для того, чтобы провести одну операцию или что-то получить с банка, из которого его собственники заранее вывели все активы, оставив на нем только долги. Проблема исполнения судебных решений зависит от решения целого ряда организационных, правовых, где-то даже политических вопросов.

В числе условий, значительно затрудняющих работу судебных приставов, Владимир Ярков упомянул широко распространенный в России наличный расчет и отсутствие единого национального реестра недвижимости.

- Нужно решать много экономических, организационных, политических вопросов. Пока они не будут решены, служба не сможет эффективно работать. Нужна такая обстановка в обществе, которая бы способствовала тому, чтобы быть должником было стыдно. Мне кажется, общество у нас не осуждает должников. У нас порой выгоднее быть должником, чем кредитором - в гражданском обороте он более слабая сторона, - говорит Владимир Ярков.

Служба судебных приставов не намерена останавливаться на достигнутом. Сейчас она активно обсуждает возможность внесения законодательных изменений, которые позволят приставам ограничивать перемещения злостных неплательщиков не только за границу, но и внутри страны, или списывать их долги со счетов, закрепленных за мобильными телефонами.
XS
SM
MD
LG