Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты ООН предлагают провести независимое расследование убийства Натальи Эстемировой


Наталья Эстемирова, 2007
Наталья Эстемирова, 2007

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Анастасия Кириленко и Наталья Голицына.

Андрей Шарый: Убийство в Чечне правозащитницы Натальи Эстемировой вызвало в разных странах мира широкую волну общественных протестов и сочувствия в адрес тех людей, которые, рискуя жизнью, работают на Северном Кавказе. Это стало особенно очевидным сегодня – сошлось сразу несколько событий. Группа экспертов ООН по правам человека в обращении к российским властям предложила помощь в расследовании убийства Эстемировой и организацию независимого расследования с участием международных экспертов. В первую очередь эксперты хотят, чтобы их пригласили туда, где работала правозащитница – в Грозный. Об этом в интервью корреспонденту Радио Свобода Анастасии Кириленко рассказал один из семи экспертов ООН, которые подписали обращение – специальный докладчик Комитета против пыток всемирной организации Манфред Новак.

Анастасия Кириленко: Группа экспертов ООН предложила свою помощь в расследовании убийства правозащитницы. Является ли такой шаг стандартной практикой либо это исключение?

Манфред Новак: Это не совсем обычная практика, но и абсолютным исключением ее назвать нельзя. Разумеется, ответственность за расследование этого убийства в первую очередь лежит на российском правительстве. С другой стороны, практика показала, что такие убийства, как это, не были по-настоящему раскрыты. Виновные в убийстве правозащитников и журналистов не были привлечены к ответственности. Поэтому, я думаю, подействует только международное вмешательство. Нужно, чтобы было сделано больше. Конечно, в первую очередь, речь идет сегодня об убийстве Натальи Эстемировой. Но международное сообщество должно также вносить свой вклад - требовать расследований убийств Анны Политковской и других правозащитников. Вот это мы и пытались сделать.

Анастасия Кириленко: Писали эксперты ООН подобные обращения по поводу убийств Анны Политковской или Станислава Маркелова?

Манфред Новак: Я был приглашен российским правительством в качестве эксперта Комитета ООН против пыток для расследования пыток, в том числе и в Чечне, куда я должен был поехать лично. У меня уже была назначена встреча с Анной Политковской. Она была убита как раз в тот день, когда должен был состояться мой визит в Россию. Всего за несколько дней до этого, российское правительство внезапно отозвало свое приглашение. Тогда у меня был шок. Я сразу же написал обращение к российскому правительству сделать все возможное, чтобы это преступление было раскрыто. К сожалению, этого не произошло. Теперь же те же эксперты ООН, которые в первую очередь занимаются изучением ситуации с правами человека в Чечне, но также в целом в России, направили совместное обращение к российскому правительству. Потому что ситуация, по моему мнению, действительно, чрезвычайно серьезная.

Анастасия Кириленко: Какую конкретную помощь вы могли бы оказать следствию?

Манфред Новак: Мое первое предложение такое. Поскольку Россия уже меня приглашала, то пусть она, наконец, выполнит свое обещание и пригласить экспертов ООН и позволит им независимо установить факты, изучить ситуацию в Чечне и в других регионах Северного Кавказа. Сегодня очень много жалоб находится в Европейском суде. Они должны быть расследованы. Но нет систематизированного представления. Мы хотим посмотреть на поле деятельности правозащитников и журналистов, которые занимались расследованием нарушений прав человека в Чечне и были убиты. Тем самым, мы могли бы содействовать российскому следствию в проведении эффективного расследования преступлений. Мы не полицейские, но мы специалисты установления фактов нарушений. Мы хотели бы составить объективный, исчерпывающий отчет о ситуации в регионе. Кроме того, мы хотим предоставить и наше умение - как расследовать похищения, без судные казни, чтобы, наконец, победить безнаказанность. Наконец, можно подумать и о том, чтобы прислать опытных специалистов криминальной полиции, если Россия в этом заинтересована.

Анастасия Кириленко: Получили ли вы ответ на свое обращение?

Манфред Новак: Нет. Пока у нас нет официального ответа российского правительства.

Андрей Шарый: Лондонская газета ''Гардиан” опубликовала открытое письмо представителей международного правозащитного движения с призывом к российскому правительству найти и наказать убийц и организаторов убийства Натальи Эстемировой.

Наталья Голицына: Опубликованное в “Гардиан” письмо под заголовком “Мы требует справедливого правосудия для Наташи” подписали около ста представителей правозащитного движения разных стран. “Мы призываем российское правительство, - говорится в открытом письме, - привлечь к ответственности тех, кто убил Наташу Эстемирову, и тех, кто отдал приказ ее убить, а также положить конец убийствам журналистов и правозащитников в Российской Федерации. Мы также призываем мировых лидеров потребовать справедливого расследования убийства Наташи и безопасности для ее коллег из общества “Мемориал” в Чечне, а также дать обещание сделать всё возможное для защиты работающих в горячих точках журналистов и правозащитников и тех из них, кто выступает от имени жертв, как это делали Наташа Эстемирова и Анна Политковская”.
Открытое письмо международного правозащитного сообщества по просьбе Радио Свобода комментирует известный британский правозащитник Питер Татчелл.

Питер Татчелл: У всех нас существуют серьезные сомнения в том, что российское правительство проведет полное и тщательное расследование убийства Наташи Эстемирвой. И тем более вряд ли мы узнаем имена организаторов убийства. Причина нашего сомнения состоит в том, что спустя почти три года, прошедших с убийства другой журналистки и правозащитницы Анны Политковской, ее убийцы так и не были наказаны. Возникает серьезный вопрос: способны ли российские власти защитить правозащитников и обеспечить привлечение к ответственности их убийц?
Известные общественные деятели со всего мира, подписавшие письмо, опубликованное в “Гардиан”, отдают должное мужественной работе Наташи по защите прав человека в Чечне, ее протестам против пыток, насилий, похищений людей и убийств и призывают российские власти найти ее убийц. Причина, по которой это письмо было написано, состоит в том, что и через неделю после убийства Наташи нет никаких результатов расследования этого убийства. Нет никаких действий со стороны российских властей, которые бы вселяли уверенность, что справедливость восторжествует. И это крайне печально. Это письмо преследует целью сделать эти факты достоянием широкой гласности и стимулировать действия российских властей.

Наталья Голицына: Почему ситуация в России вызывает такую озабоченность правозащитников?

Питер Татчелл: За время президентства Владимира Путина и вплоть до наших дней от 60 до 80 журналистов было убито в России. Очень немногие их убийцы были привлечены к ответственности. Настораживает тот факт, что все эти журналисты занимались расследованием коррупции государственных чиновников или нарушений прав человека, санкционированных российскими властями. Нас поражает, что в наше время, в XXI столетии, убивают журналистов, которые всего лишь пытаются установить истину, причем убивают их целенаправленно. Убийство Наташи Эстемировой – последнее в списке огромного числа журналистов и правозащитников, погибших за последнее десятилетие. Нас поражает, что российские власти настолько некомпетентны, если не халатны, в борьбе с этой волной насилий и убийств людей, пытающихся донести правду до общественности, таких, как Наташа Эстемирова.

Наталья Голицына: Говорил известный британский правозащитник Питер Татчелл.

XS
SM
MD
LG