Ссылки для упрощенного доступа

В чем отличие интеллектуала от белки


Дмитрий Волчек
Дмитрий Волчек
Интернет-магазин удалил из электронных устройств для чтения "киндл" книги Джорджа Оруэлла "1984" и "Скотный двор", а также "Атлант расправил плечи" и другие произведения Айн Рэнд.

Большой Брат еще не пришел за вами: книги Оруэлла и Рэнд изъяты по причинам, ни малейшего отношения к политической цензуре не имеющим. Оказалось, что некто без спросу загрузил электронные копии знаменитых романов, а прав на их распространение у "Амазона" не было. Пустяковый, казалось бы, инцидент, но о нем пишут в газетах и блогах, причем обсуждают так, словно свободному миру угрожает описанная Оруэллом диктатура. Шокирует сама технология изъятия: ведь магазин дистанционно и без предупреждения стер тексты из принадлежащих частным лицам собраний. Причем в некоторых случаях стер вместе с читательскими пометками ("киндл" дает возможность комментировать произведения и ставить закладки). Как отмечает один из комментаторов, "если "киндл" – это будущее книгоиздательства, теперь мы знаем, как в грядущем будут расправляться с запрещенной литературой".

Одно из самых распространенных устройств для чтения электронных книг - Amazon Kindle - удивило владельцев новыми гранями высокотехнологичной цензуры
Паника на пустом месте? Быть может. Мне кажется любопытной в этой истории не технология цензуры, а американская реакция на едва заметное покушение на личную свободу. Даже жаль стало менеджеров "Амазона": представляю, какие потоки гнева обрушились на них в последние дни. Быть может, американские интеллектуалы сгущают краски, расписывая ужасы дистанционной электронной цензуры, но слаженность этого протеста – хороший урок для их российских собратьев. Когда в России последний раз цензура вызывала всеобщее возмущение – в 1990-м году? Против автора полемической статьи о Кавказе заводят уголовное дело только потому, что его точка зрения кажется непатриотической, и резонанса эта история не вызывает решительно никакого.

Точно сказал на днях литературовед и писатель Андрей Аствацатуров: "Можно что угодно думать об Америке, но там я видел невероятную солидарность среди интеллектуалов – люди молниеносно забывали о своих ссорах и истериках и начинали быстро противодействовать любой попытке их подчинить. А у нас каждый думает решить свою мелкую проблемку, договориться с начальством – лишь бы его не выпороли. Интеллигенция переливает гранты из одного стакана в другой, а на все остальное ей наплевать. Мне кажется, если ты выходишь к людям лекции читать – ты должен все-таки человеком быть, а не какой-то белкой, которая нашла шишку, залезла повыше и там ее сточила".

История про "киндл" и Оруэлла именно об этом – о солидарности, отличающей интеллектуала от белки. Amazon
XS
SM
MD
LG