Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Барак Обама и американская пресса: конец медового месяца


Юрий Жигалкин: Барак Обама и американская пресса: конец медового месяца. Апокалиптические прогнозы относительно пандемии свиного гриппа - удастся ли предотвратить худшее? Таковы темы уик-энда в рубрике "Сегодня в Америке", у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Прошлая неделя, открывшая второе полугодие президентства Барака Обамы, неожиданно преподнесла ему самые тяжелые испытания со времени прихода в Белый дом. Опросы общественного мнения зафиксировали резкое падение популярности президента. Конгрессмены продемонстрировали несвойственное неуважение к президенту и отложили на несколько месяцев работу над дорогой для него реформой системы медицинского страхования. Попытка обращения президента к американцам с призывом поддержать его в давлении на Конгресс обернулась конфузом, внимание на этой пресс-конференции привлекли не реформаторские идеи президента, а его политически некорректная реплика, связанная с расовыми проблемами. К тому же готовность прислушаться к президенту проявило гораздо меньшее число американцев, чем прежде. Магическая способность Барака Обамы находить контакт со страной начинает терять силу, решили многие комментаторы. Слово - Яну Рунову.

Ян Рунов: Пресс-конференцию президента, которую транслировали по телевидению на прошлой неделе, смотрели на 4 миллиона меньше зрителей, чем пресс-конференцию в апреле, и на 25 миллионов зрителей меньше, чем первую пресс-конференцию президента Обамы в феврале.
По мнению некоторых политических обозревателей, тактика прямого общения начала давать сбои. Если раньше Обаму называли, как когда-то Рейгана, "великим коммуникатором", то сейчас критики начали называть его "популистом".
Впрочем, у Чарли Джероу, главы исследовательской организации Quantum Communications, иное мнение.

Чарли Джероу: Он и "коммуникатор", и "популист". Он очень хочет быть популярным и любимым у наибольшего числа американцев. Он верит в свой ораторский талант. И действительно, он умеет говорить с людьми, умеет расположить к себе. Но, на мой взгляд, его проблема в том, что он верит, будто его личное обаяние и ораторский дар помогут ему выйти из любого кризиса, решить любую проблему. Практика показывает, что это не всегда так. Но, думаю, он и впредь будет часто прибегать к прямому общению с американским народом, поскольку это ему нравится, и он думает, что этот метод работает.

Ян Рунов: Карлин Бауман из института "Америкен Энтерпрайз" так объясняет причину некоторого охлаждения отношений президента Обамы и населения Америки.

Карлин Бауман: Американцы очень хотели, чтобы Обама добился успехов на посту президента, поэтому его и выбрали. Однако теперь появились сомнения в том, что ему удастся задуманное. Предложенные им реформы оказались непомерно дорогостоящими. Среди американцев растет разочарование, и популярность президента падает. Раньше его стратегия прямого обращения к народу была весьма эффективной. Он разъезжал по разным городам, устраивал встречи с людьми, отвечал на их вопросы. И этим, казалось, он добивался все более широкой народной поддержки своей реформы здравоохранения. Но чем чаще люди узнавали о стоимости реформы, тем ниже становилась популярность президента.
Политологи считают, что в Америке происходит естественный процесс отрезвления. По мнению политолога Джо Триппи, появилась опасность девальвации образа президента из-за слишком частого появления его на телеэкране. За первые 6 месяцев правления Билл Клинтон дал 11 интервью, Буш 18, а Обама - 43.

Юрий Жигалкин: Этот процесс явно ощущается и в заметной смене тона освещения Белого дома прессой. Стойко либеральная "Нью-Йорк Таймс", говоря о пресс-конференции президента, в статье на первой полосе дала слово только критикам президентских идей. Несколько дней средства информации не могли оторваться от соблазна обсуждения крайне неудачной фразы президента об "идиотских", по его выражению, действиях полиции в Кембридже. Президенту пришлось почти извиняться за эту реплику. Комментирует этот резкий поворот в отношениях прессы и президента профессор Бостонского университета Роберт Зелник. У него взял интервью Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Профессор, как вы объясняете, что на седьмой месяц президентства Барака Обамы очевидная приязнь американской прессы к президенту сменилась почти явным критическим отношением?

Роберт Зелник: Это обычное явления и для других президентов. Всегда приходит конец так называемому "медовому месяцу", в ходе которого пресса восторженно освещает нового президента и его семью. Но рано или поздно наступает такое событие или серия событий, в результате которых пресса поворачивает на 180 градусов и обрушивается на главу государства с немилосердной критикой. Затем в какой-то момент устанавливается состояние равновесия, в котором материалы в средствах информации в целом отличаются большей взвешенностью и более сдержанным отношением к президенту.

Аллан Давыдов: Что можно сказать об эволюции отношений Обамы с прессой.

Роберт Зелник: Нынешний президент, еще будучи кандидатом, стал символом свежей волны в американской политической системе. Это не могло не привлечь восторженного внимания к нему и со стороны прессы. Но постепенно журналисты вернулись к пониманию того, что невозможно по мановению волшебной палочки добиться быстрого принятия радикальной программы экономических и социальных преобразований. Естественно громче зазвучали и сомнения по поводу работоспособности его идей. Возьмем стратегическую установку Обамы на закачивание колоссальных бюджетных средств в программу стимулирования экономики и в реформу здравоохранения. В обоих случаях он ни разу не представил ясно свою версию плана, переложив основную задачу формулирования законопроектов на левое демократическое крыло законодателей вместо того, чтобы сплотить Конгресс и попытаться дать установку на разработку сбалансированных предложений. После того как Бюджетное управление Конгресса, тщательно проанализировав законопроект о реформе здравоохранения, сделало вывод о том, что ее осуществление значительно углубит дефицит федерального бюджета вопреки тому, что обещает президент, попутно приходит понимание того, что и внешнеполитической стратегии Обамы не гарантирован успех. Пока не видно прогресса в деле об иранской ядерной программе, дела с Россией идут с переменным успехом. Люди начинают пристальнее присматриваться к Обаме и судить о нем по обычным меркам.
Меня не очень беспокоит то, что сейчас пресса пошла против президента. Наоборот, не исключено, что нынешний период серьезного осмысления и критики действий президента со стороны прессы будет способствовать корректировке его политики.

Аллан Давыдов: Так рост напряженности в отношениях президента Барака Обамы с прессой прокомментировал профессор журналистики Бостонского университета и сотрудник Гуверовского института Роберт Зелник.
XS
SM
MD
LG