Ссылки для упрощенного доступа

Развитие ситуации в Иране


Президент Махмуд Ахмадинежад, июль 2009
Президент Махмуд Ахмадинежад, июль 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Малика Рахманова.

Андрей Шарый: Лидеры иранской оппозиции обратились в Министерство внутренних дел страны за разрешением провести траурную церемонию в память о погибших во время недавних беспорядков в Иране. Со времени начала массовых протестов в Тегеране и других иранских городах, по официальным данным, погибли 20 участников митингов. Оппоненты президента Махмуда Ахмадинежада утверждают, что убитых значительно больше. Мусульмане-шииты поминают близких трижды, одно из таких мероприятий - поминки через 40 дней после смерти. Наблюдатели оценивают действия иранской оппозиции как новый вызов переизбранному президенту Ахмадинежаду. Обращение оппозиции поступило, несмотря на запрет иранского президента организовывать общественные выступления и митинги. О ситуации в Иране с обозревателем Радио Свободная Европа - Радио Свобода, иранским журналистом Гюльназ Исфандери беседовала моя коллега Малика Рахманова.

Малика Рахманова: Гюлназ, что говорят наблюдатели в Иране, какова ситуация в настоящее время?

Гюльназ Исфандери: Ситуация все еще критическая. Волнения, которые начались после президентских выборов 12 июня, все еще продолжаются. Да, протестов на площадях стало меньше, но, к сожалению, когда говоришь с простыми людьми, видишь, что напряженность и недовольство властями существует. Иранцы используют любой подходящий момент, чтобы показать, что не согласны с происходящим, что они очень ждут перемен. Вот, к примеру, события, произошедшие два дня назад - митинг недовольных, который вновь прошел в Тегеране. Конечно же, протестующих на этот раз было меньше в десятки раз, но протесты продолжаются.

Малика Рахманова: То есть можно говорить о новом потенциальном источнике конфликта или беспорядков в Иране?

Гюльназ Исфандери: В пятницу будет уже 40 дней с тех пор как погибло большое число людей во время митингов. Граждане хотят в этот день провести мирный митинг, чтобы почтить память погибших. В связи с этим Мир Хусейн Мусави, господин Хотами и Мехди Каруби, то есть все три лидера оппозиции Ирана, потребовали у властей разрешения провести мероприятие, чтобы помянуть трагически погибших людей. Пока власти ответа не дали. Несмотря на это, вероятнее всего, в пятницу народ все же выйдет на улицы.

Малика Рахманова: Однако по большому счету можно ли считать, что вопрос о выборах закрыт, что потенциал протеста исчерпал себя?

Гюльназ Исфандери: Нет, я не думаю. До сих пор приходят сообщения о том, что кого-то посадили или кто-то находится за решеткой... Знаете, это вопрос не из тех, чтобы забыть и оставить. Как я уже говорила, горят еще в пепле огоньки… и волнения еще не утихли.

Малика Рахманова: Новые протесты или политические демарши оппозиции смогут как-то изменить ход событий в Иране?

Гюльназ Исфандери: Думаю, на этот вопрос никто не сможет однозначно ответить, никто не знает, что может произойти... Очевидно, что Исламская Республика Иран столкнулась с сильнейшим кризисом за последние 30 лет своей истории. Сейчас все зависит от того, какие меры, с одной стороны, предпримет власть. С другой стороны, не совсем понятно, как будет действовать оппозиция. Образовалась глубокая трещина между системой государственной власти и народом, в результате этого ситуация все больше усугубляется. Я чувствую, что в ближайшее время мы станем свидетелями существенного гражданского противостояния.

XS
SM
MD
LG