Ссылки для упрощенного доступа

Дипломатический скандал между Россией и Украиной набирает обороты


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Владимир Ивахненко.

Александр Гостев: Дипломатический скандал между Россией и Украиной набирает обороты. Российский МИД уже заявил, что не оставит без ответа предстоящую высылку советника российского посольства в Киеве Владимира Лысенко, курировавшего вопросы Черноморского флота. Тем временем из Украины приходят сообщения о том, что отправиться на родину может еще один высокопоставленный российский дипломат.

Данила Гальперович: Владимир Лысенко, скорее всего, не будет объявлен персона нон-грата, но покинуть Киев он должен до 29 июля. Так говорят источники различных информагентств в украинских дипломатических кругах. О том, как скандал развивался, - в материале нашего киевского корреспондент Владимира Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Отбывающий в Москву Владимир Лысенко отвечал в российском посольстве за вопросы, связанные с пребыванием в Крыму Черноморского флота. На прошлой неделе украинские власти предписали ему покинуть территорию страны до 29 июля. Ни сам Лысенко, ни МИД Украины причину такого решения официально пока не сообщили. Тем не менее, известно, что главные претензии к дипломату касаются последних конфликтов между Россией и Украиной из-за Черноморского флота. В этом месяце украинская милиция задерживала в Севастополе без необходимых документов колонну российских бронетранспортеров и дважды автомашины, на которых российские военные перевозили ракеты. Официальный Киев заявил, что такие систематические нарушения со стороны Черноморского флота "ставят под серьезную угрозу жизнь севастопольцев и национальную безопасность Украины".
Главком ВМФ России Владимир Высоцкий, находясь в минувшее воскресенье на праздновании Дня Военно-морского флота в Севастополе, пообещал наказать виновных.

Владимир Высоцкий: Я признаю, что по некоторым позициям были нарушения российской стороны, и командование ВМФ эту ситуацию будет расследовать. Мы уже с понедельника проведем свое расследование и, если выявим виновных лиц, они будут наказаны, даже серьезно.

Владимир Ивахненко: Однако эти слова адмирала не повлияли на решение украинских властей выслать из страны Владимира Лысенко. Следующим российским дипломатом, который может отправиться на родину, уже называют генерального консула России в Одессе Александра Грачева. Его подозревают в причастности к финансированию антиукраинских организаций. Говорит политолог Виктор Небоженко.

Виктор Небоженко: Все, что происходит вокруг Севастополя или вокруг дипломатического представительства России, - это, естественно, все приобретет преувеличенные и болезненные формы. Я думаю, что если бы Москва чуть-чуть подсуетилась и быстренько дала сильного дипломата, посла, может быть, половины бы этих проблем и не было.

Владимир Ивахненко: Разыгрывая, в том числе и карту противостояния с Москвой, действующий глава государства Виктор Ющенко, по мнению экспертов, будет стремиться войти хотя бы в пятерку самых рейтинговых кандидатов в президенты.

Данила Гальперович: Еще в выходные российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что серьезно огорчен возможной высылкой Владимира Лысенко и уверен, что этого хотели в Киеве отнюдь не все.

Сергей Лавров: Мы знаем наверняка, что далеко не все структуры исполнительной власти на Украине разделяют такой подход, поэтому подобного рода инициативы не отражают точку зрения всей исполнительной власти Украины, а стало быть, их инициаторы пытаются разыгрывать российскую карту для своих внутриполитических целей, и это очень печально.

Данила Гальперович: Между тем, Черноморский флот России, вопросы которого курировал Владимир Лысенко, становится все более серьезной проблемой по мере приближения конечных согласованных сроков его базирования в Севастополе. Военный аналитик Павел Фельгенгауэр говорит, что Россия уходить из Севастополя не хочет, а остаться там не может.

Павел Фельгенгауэр: Вообще, Черноморский флот - он становится, по сути, сейчас важнейшим среди российских флотов, так уж получилось. Это единственный воюющий флот, который воевал в прошлом году в Грузии и, вполне возможно, будет воевать в продолжении конфликта с Грузией. Возможно обострение ситуации на Кавказе, и не только в Грузии. Возможно обострение ситуации в Крыму. То есть флот, который был не таким уж важным, у нас основными были Северный, Тихоокеанский в советскую эпоху, становится важнейшим. А у него проблемы базирования, то есть реально большие проблемы. Не только то, что нам в 2017 году придется вроде как уходить из Украины, но не хочется. Потому что в прошлом году, когда реально отправили эскадру против Грузии, действовать, собственно, из Севастополя, использовать его как операционную базу оказалось политически невозможно, поскольку Грузия - враждебное России государство, а Россия - враждебное Грузии, а вот между Грузией и Украиной очень добрые и близкие отношения. Украина, по сути, не хочет, чтобы ее территория использовалась как операционная база для войны с Грузией.

Данила Гальперович: Но, как отмечает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров, отношения между Киевом и Москвой обострились не только из-за проблемы флота.

Николай Петров: Очевидно повышений какой-то нервозности в российско-украинских отношениях, где есть целый клубок проблем и конфликтов и вокруг Черноморского флота, и здесь высылка Лысенко, и идея о том, что генконсул России в Украине, который сидит в Одессе, тоже может быть выслан, - это один фактор. Подготовка к возможной новой газовой войне в связи с тем, что Украина сейчас закачивает большие объемы газа в газохранилища, а неизвестно пока, из каких средства она в начале августа расплатится за эти объемы, - это второй фактор. И целый ряд мелких событий, скажем, освобождение Могилевича, которое связывают с украино-российскими отношениями, и разного рода посредничества в области газового транзита и так далее свидетельствуют, мне кажется, о том, что и на Украине растет градус политический при приближении президентских выборов, и в России как-то обостренно реагируют или ожидают возможных осложнений в отношениях с Украиной.

Данила Гальперович: Николай Петров отмечает, что в принципе Москва не заинтересована в ухудшении отношений с Киевом, но отнюдь не все политики в российской столице отдают себе в этом отчет.

Николай Петров: Даже в случае, когда российскому руководству кажется, что в конфликте более плохой стороной выступает, предположим, украинская сторона, проигрыш для России, потери для России, в том числе имиджевые, оказываются значительно более серьезными, чем те эфемерные выгоды от дискредитации украинского руководства, которые могли бы быть в силу этого получены. Сам факт того, что, по большому счету, России сейчас абсолютно невыгодно ухудшать отношения с Украиной, отнюдь не означает, что со стороны России не может быть сделано действий такого рода, в том числе и в силу отсутствия четкости координации и какого-то эффективного согласования действий различных структур, различных ведомств.

Данила Гальперович: Пока Россия не предприняла каких-либо активных шагов в развивающемся дипломатическом скандале с Украиной. Возможно, они последуют после того, как Владимир Лысенко пересечет российско-украинскую границу.
XS
SM
MD
LG