Ссылки для упрощенного доступа

Нагатинский суд Москвы отказал в удовлетворении иска о компенсации вреда Илье Герасименко


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лейла Гиниатулина.

Андрей Шарый: Сегодня Нагатинский суд Москвы отказал в удовлетворении первого иска о компенсации вреда Илье Герасименко, пострадавшему в результате стрельбы, устроенной майором милиции Денисом Евсюковым в апреле этого года. Преступление было совершено в одном из московских супермаркетов, тогда 3 человека погибли и 6 были ранены. Первоначально иск должны были рассмотреть 8 июля, но в тот день бывшего начальника ОВД Царицино не доставили в зал суда, и заседание было отложено на три недели. Илья Герасименко уже перенес тяжелейшие операции. Ему предстоят новые хирургические вмешательства. Сегодня представители Герасименко требовал компенсации медицинских расходов в размере от 4,5 до 5 миллионов рублей.

Лейла Гиниатулина: Ответчиком по искам пострадавших в этом деле суд назначил Минфин России, поскольку милиция финансируется из федерального бюджета. В качестве третьих лиц привлекли самого Евсюкова, ГУВД Москвы и МВД России. Главного фигуранта по этому делу - милиционера Дениса Евсюкова - в зале суда не было, как и в прошлый раз. О причинах его отсутствия говорит адвокат пострадавших Игорь Трунов.

Игорь Трунов: Мы получили достаточно оригинальное письмо из Следственного комитета, которое говорит о том, что Следственный комитет не будет доставлять в судебное заседание Евсюкова. Следственный комитет предупреждает об уголовной ответственности за разглашение тайны следствия в случае, если потерпевшие в суде дадут показания об обстоятельствах причинения вреда. Письмо, которое запугивает потерпевших уголовной ответственностью за участие в гражданском судопроизводстве, письмо, которое нарушает конституционные права на участие в суде подсудимого Евсюкова. Поэтому мы, конечно, просто поражены подобного рода письмами и подобного рода блокировкой судебного процесса. Если потерпевшие не могут давать показания, и одного из участников процесса в суде нет, то, конечно, судопроизводство не может состояться.

Лейла Гиниатулина: Почему так происходит, вы можете нам объяснить, Игорь?

Игорь Трунов: Потому что мы имеем ответчиками государство. Государство обязано возместить вред. И это уже неоднократный случай, когда следствие навязывало свое решение о том, чтобы потерпевшие не участвовали в гражданском иске против государства, а предъявляли свои требования непосредственно к обвиняемому. Мы считаем, что это непродуктивно - предъявлять требования к обвиняемому. Потому что он наверняка получит длительный срок, работать не будет, и ничего существенного возместить не сможет, притом, что это регламентировано гражданским законодательством. Ответственность чиновника несет бюджет. Поэтому мы видим, что наиболее простая и быстрая помощь была бы в гражданской форме судопроизводства, где ответчиком является государство. Потому что Илья Герасименко дышать практически не может. Ему срочно нужна операция. Мы предоставили справку о том, что операция это будет стоить 100 тысяч рублей, которых у него нет.

Лейла Гиниатулина: Отчим Ильи Герасименко, Муслим Хайбулаев, в интервью Радио Свобода сказал:

Муслим Хайбулаев: Суд отказал нам в нашем иске. Сейчас будем дальше жалобу писать. Сейчас с адвокатом разговаривали, он говорит - будем жаловаться в течение 10 дней.

Лейла Гиниатулина: Вы ожидали именно такого решения суда? Или все-таки надеялись на лучшее?

Муслим Хайбулаев: Мы всегда надеемся на лучшее, но в нашей стране все, что угодно может произойти. Поэтому я даже не знаю, как комментировать. Подписали какую-то бумажку, что как бы если Илья будет давать какие-то показания, на него самого могут уголовное дело возбудить. Я понять не могу, что там происходит. Я в этих делах не очень силен. Поэтому конкретно эти вещи я не очень-то понимаю.

Лейла Гиниатулина: Вас обязали уже подписать эту бумаги? Вы их подписали или еще нет?

Муслим Хайбулаев: Когда мы пришли в Следственный комитет при прокуратуре, там много всяких бумажек подписывали. Там, наверное, среди них и была эта - о неразглашении следствия какого-то. По-моему, эта бумажка.

Лейла Гиниатулина: И сейчас Илье угрожают заведением уголовного дела, если он будет рассказывать?

Муслим Хайбулаев: Сегодня поднялся такой вопрос. Поэтому я стараюсь его оградить от всего. Он дома. Вполне возможно, что отправлю его куда-нибудь отдыхать.

Лейла Гиниатулина: Какое у него состояние?

Муслим Хайбулаев: Он часто болеет. Для него жизнь превращается... Аптеки, больницы. У нас с 27 апреля жизнь поменялась круто в этом плане. Конечно, все плохо. "Скорую" ему вызываем - то отравится, то грудь болит. У него же пуля под сердцем. Какое может быть состояние?! Конечно, плохое.

Лейла Гиниатулина: Лидер Движения за права человека и организатор акции "Против произвола милиции" Лев Пономарев поддерживает адвоката Игоря Трунова в создании практики обращения граждан с исками к государству.

Лев Пономарев: Граждане правы предъявлять иски не к Евсюкову в данном случае, а к государству, причем это абсолютно правильно. Пока мы не добьемся компенсаций, причем больших компенсаций, у нас будет государство продолжать так же безответственно вести себя, как он ведет сейчас. Почему именно государство? Потому что именно безответственность МВД, безответственность работников МВД перед гражданами, атмосфера, которая была создана в ГУВД города Москвы, попустительство и та же самая безответственность, коррумпированность... Там была такая атмосфера, что Евсюков мог неделю пить, дошел до ручки, а потом пошел стрелять людей. Вот за это должно отвечать ГУВД, а ГУВД - это часть государства, значит, государство. Нужно очень большие иски предъявлять государству. Надо заставлять государство платить большие деньги. Может быть, тогда они будут наводить порядок и в своих государственных структурах. Потому что иск к Евсюкову ни к чему не приведет. Скорее всего, он будет посажен на много-много лет, и моральные компенсации он не сможет удовлетворить. Главное, что не будет влиять на ситуацию в ГУВД города Москвы МВД.
Нам нужно, чтобы там менялось... Общество хочет, чтобы что-то происходило в МВД. И вот через такие иски, в том числе, можно будет добиваться. Надо еще требовать реформы. Мы создали там группы, которые требуют коренных реформ милиции. Сейчас уже министр внутренних дел сделал заявление, что они сделают одно, другое, третье, но все это, конечно, декоративные некие изменения. Мы требуем коренных реформ в милиции, и будем продолжать требовать. Нургалиев ничего лучше не нашел, как обвинять всех тех людей, которые требуют коренных реформ в милиции, экстремистами, которые хотят дестабилизировать ситуацию в стране.

Лейла Гиниатулина: Адвокат Игорь Трунов, рассказывая о своих дальнейших действиях, в интервью Радио Свобода заявил:

Игорь Трунов: Мы не стали ставить под угрозу свободу и жизнь потерпевших и настаивать на том, чтобы они давали показания в зале судебного заседания. Потому что молодые люди, оба, получили огнестрельные ранения и нуждаются в лечении, в операционном вмешательстве. Мы этим решением недовольны и будем его обжаловать в вышестоящей инстанции, на которую у нас надежды, конечно, слабые. Но, тем не менее, мы будем это решение незаконное и необоснованное обжаловать. Считаем, что это решение не соответствует международным нормам права. Конечно, в случае неудовлетворения наших требований, будем апеллировать к Европейскому суду.

Лейла Гиниатулина: Нагатинский суд Москвы отказал удовлетворить иски пострадавших Ильи Герасименко и Луизы Мухаметдиновой. Согласно этому решению, ущерб должен возместить главный фигурант по этому делу - милиционер Денис Евсюков.

XS
SM
MD
LG