Ссылки для упрощенного доступа

Транссиб для британца - машина времени


Британский писатель Марсель Теру отправился в очередное путешествие по России. В видеоблоге на сайте газеты "Гардиан" он рассказывает о своих впечатлениях. Теру неоднократно бывал в российской глубинке, а весной этого года вышел его "сибирский" фантастический роман "Крайний север".

Старший сын Пола Теру принадлежит к числу иностранцев, завороженных Россией, погружающихся в страну отчаянно, как палец в мясорубку. Это наваждение еще в советские времена определил великий путешественник Брюс Чатвин: стоит оказаться в России - немедленно хочется уехать, а уезжаешь - тут же хочется вернуться вновь.
Cтоит оказаться в России - немедленно хочется уехать, а уезжаешь - тут же хочется вернуться вновь

Марсель Теру выучил русский язык и три года назад снял в Москве, Иваново, Краснодаре и Иркутске документальный фильм: хотел запечатлеть рождение новой, посткоммунистической нации, а получилась хроника умирания. Фильм о том, как сокращается число россиян, так и называется "Смерть народа". Отчего население идет на убыль, отчего русские не хотят иметь детей и теряют волю к выживанию? Марсель Теру называет это "голосованием не верящих в будущее страны". Он показывает ВИЧ-инфицированных, не получающих лечения, врачей, которые принимают роды реже, чем делают аборты, опустевшие ткацкие фабрики, семьи, готовящиеся к эмиграции в Америку. Показывает и новых хозяев жизни – миллионера, который дает деньги на православные храмы, но нанимает спецназ, чтобы выгнать жителей из поселка, на месте которого хочет построить поле для гольфа, и краснодарского князька, тоже очень набожного, но ненавидящего инородцев и хранящего в серванте "Майн Кампф".

Как объясняет один из героев фильма, если в 90-е годы нужно было быть предприимчивым, чтобы хорошо жить, то в путинские времена достаточно быть бюрократом. Вывод, к которому приходит Теру в фильме "Гибель нации": российское государство – это союз власти и богатства против бедных и бесправных. Правда, в финале он говорит, что, быть может, правители опомнятся и направят поток нефтедолларов на социальные проекты. Надежды не сбылись. В конце прошлого года в телефильме "Олигарх" Марсель Теру показал, как российские нувориши тратили шальные деньги на западных аукционах, скупая картины третьестепенных художников, вроде Айвазовского.

Теперь писатель отправился в путь на Транссибирском экспрессе, который он называет машиной времени: деревни за окном не изменились с XIX века. Стоит следить за его репортажами: такие путешественники, как Марсель Теру, умеют подмечать главное и говорить низкие истины, столь нужные во времена утешающих обманов.
XS
SM
MD
LG