Ссылки для упрощенного доступа

Ингушетия.Org между боевиками и силовиками


Роза Мальсагова на этот раз опасается угроз боевиков
Роза Мальсагова на этот раз опасается угроз боевиков
Главный редактор сайта Ингушетия.Org Роза Мальсагова, проживающая в Париже, покинула свой пост в связи с поступившими в ее адрес угрозами со стороны боевиков. Будущее ингушского новостного портала неизвестно. Об этом Мальсагова рассказала в интервью корреспонденту Радио Свобода.

Решение было принято после того, как на сайте боевиков Хунафа.Сom появилось "Обращение муджахидов к Розе Мальсаговой". В обращении боевиков говорится, что ранее сайт Ингушетия.Ру был "неизменным помощником мусульман, его материалы помогали многим по воле Аллаха, были большие успехи и достижения". Теперь же, по мнению боевиков, пытаясь выглядеть независимым, "сайт, который до этого был оппозиционным, стал правительственным".

В конце обращения боевики угрожают Розе Мальсаговой расправой: "Роза Мальсагова, мы призываем тебя одуматься и прекратить свою пропагандистскую деятельность на страницах сайта Ингушетия.Org. В случае отказа шариатский суд вынесет решение в отношении твоей личности, и вся земля, заполненная Евкуровыми, не спасет тебя от наказания Аллаха, если Он пожелает наказать тебя нашими руками".

В итоге главный редактор решила отказалаться от руководства сайтом. О причинах такого поступка Роза Мальсагова рассказала корреспонденту Радио Свобода:

- Вы действительно приняли такое решение - уйти с поста главного редактора Ингушетии.Org?
Мое решение связано прежде всего не столько с моей личной безопасностью. У меня три сына, и мой расстрел ничего хорошего моим детям не принесет

- Да. Существует реальная угроза. Размещенное в интернете обращение верховного командования эмирата, я думаю, чревато последствиями. Мы привыкли к тому, что властные структуры расстреливают журналистов, и вот теперь уже противоположная сторона взялась за них. Я думаю, что показательные расстрелы Магомеда Евлоева, Эстемировой, Политковской - явный признак того, что в России небезопасно быть журналистом.

Мое решение связано прежде всего не столько с моей личной безопасностью. У меня три сына, и мой расстрел ничего хорошего моим детям не принесет. Ничего, кроме неприятностей, мне сайт не приносил. Мой сын даже сломал мой компьютер, чтобы я не смогла работать.

- А вы обратились во Франции за помощью к полиции?

- Пока нет. Сегодня прилетает мой адвокат, мы будем с ним разговаривать и решать. Я не думаю, что Франции есть дело до внутрироссийских проблем и угроз. Я попытаюсь разрешить эту проблему сама.

- Боевики недовольны, что ваш некогда объективнай сайт стал "проевкуровским".

- Это попытки свалить с больной головы на здоровую. Я пыталась объективно писать о ситуации, нравится это той или иной стороне или нет. Что плохого в том, если Евкуров пытается остановить кровопролитие, примирил множество семей? Все, что я пишу, происходит на самом деле. Я все свои статьи подписываю своим именем и никогда не пишу под псевдонимами, никогда не пишу в форумах. Я говорю о преступности, которая существует сегодня, я говорю о той крови, которая льется по вине и той, и другой стороны. И в основе всего этого лежит отношение Кремля и Москвы, развязывающих эту бойню, к своим регионам.

- Раньше у сайта проблемы были скорее с силовыми структурами, он был признан судом "экстремистским". Как получилось, что сегодня сайт впал в немилость у исламских радикалов?

- На сайте есть несколько конкретных статей, которые и вызвали их возмущение. Мне на почту приходили разные письма от боевиков. Последний пример - статья, которую с просьбой о публикации прислал ученый, имеющих два высших духовных образования, закончивший университеты на Востоке. Ее смысл сводится к тому, что джихад - это не отстрел, не пролитие крови, а некая идеология, которая должна быть обоснована очень точно. И в противовес этой статье на мою почту приходит такое письмо: "Вы такие-сякие, вы опубликовали статью, которая против моджахедов, так опубликуйте и наш материал".

Я была готова предоставить им площадку, но с одним условием: обоснуйте свою точку зрения, будьте предельно корректны к оппонентам.

- У них получилось?

- Нет.

- Недавно на сайте была опубликована статья о похищении, пытках и расстреле правоохранителями Батыра Албакова.

- Да, это я ее готовила.

- Этот материал не повлек за собой претензий со стороны правоохранительных органов?

- На этот раз нет. Я считаю важным писать об этом, потому что такими методами преступность не остановить. Я лично разговаривала с боевиками, которые мне годятся в дети. "Что тебя лично толкнуло уйти в лес?" - спрашиваю. И выясняется, что он просто мстит за убитого родственника.

- Продолжит ли сайт работу без вас?

- Пока неизвестно.

Напомним, Ингушетия.Org(Ru) - сайт, которым владел убитый в авгуcте 2008 года милиционерами ингушский оппозиционер Магомед Евлоев. Как утверждает милиция, убийство было случайным. Роза Мальсагова покинула Россию и попросила политического убежища во Франции.

О деятельности портала Ингушетия.Ру и реальности виртуальных угроз его главному редактору рассуждает правозащитник Александр Черкасов:

- Что можно сказать о сайте Ингушетия.Org? Можно ли считать его объективным?

- В условиях, когда в Ингушетии до недавнего времени независимых СМИ, как таковых, не было, разумеется, единственное независимое издание - сайт "Ингушетия.Ru" (затем "Ингушетия.Org") - стало из независимого оппозиционным. Казалось бы, cитуация несколько поменялась в последний месяц. Некий простор для деятельности и СМИ, и общественных организаций там появился после того, как республику возглавил Юнус-Бек Евкуров. Но мы видим, что ожесточенность противостояния в Ингушетии не спадает.

- Насколько серьезны угрозы главному редактору портала?

- Боевики ведут свою агрессивную политику не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве. Достаточно сказать, что нападения на некоренных жителей республики (русских, корейцев, цыган и так далее) сопровождались и вывешиванием на сайтах подполья обосновывающих это текстов. Видимо, война в киберпространстве могла дойти и до того, что независимый сайт подвергся такой угрозе. С другой стороны, если эти угрозы виртуальны, то трудно понять, от кого они исходят. Интернет ведь обезличивает этот источник, но не делает угрозу менее реальной.

- Текст против Мальсаговой подписан: вилаят такой-то.

- Предыдущие тексты, подписанные таким образом, сопровождались вполне конкретными и агрессивными действиями не только против органов власти, но и теперь уже против всего светского, что осталось в Ингушетии. Например, в республике прекращена торговля спиртным, в том числе и пивом, причем не усилиями власти, а усилиями подполья, которое уничтожало торговые точки или тех, кто продавал спиртные напитки. Такие действия - нечто более серьезное, по сравнению с тем же Дагестаном. Так что я не буду сомневаться в реальности угроз, которые заставляют Розу Мальсагову свернуть свою деятельность в интернете.

- Насколько опасна ситуация в Ингушетии в целом по сравнению с другими регионами ?

- Сейчас это самая горячая точка на всем Северном Кавказе. Хотя в последние месяцы вновь участились, например, похищения людей в Чечне. Но по интенсивности боевых действий с обеих сторон, безусловно, первенство держит Ингушетия. Там наиболее активное подполье, которое вряд ли будет ограничиваться территорией республики. Тем более, что преобразуя Чеченскую республику Ичкерия в эмират Кавказ, Доку Умаров отказался от каких-либо границ в пространстве и во времени в деятельности северокавказского подполья. Так что не надо думать, что это происходит где-то там. Это касается всех.

- После прихода Юнус-Бека Евкурова к власти, как ни странно, количество убийств в Ингушетии увеличилось. Почему?

- Невозможно остановить воду, прорвавшуюся через плотину. Невозможно сделать это, по крайней мере, мгновенно. То, что происходило в неконтролируемой ситуации последних месяцев правления Мурата Зязикова, не могло быть остановлено немедленно. Вал такого рода нападений, вал насилия начался где-то с сентября прошлого года. Плотина чинится долго.
XS
SM
MD
LG