Ссылки для упрощенного доступа

Поэт-бунтарь


Юсуф Джума, фото 2005 года
Юсуф Джума, фото 2005 года
Узбекский поэт Юсуф Джума, активист народного движения "Бирлик", находится в заключении уже второй год. Это не первый его приговор – восемь лет назад Джуму судили за политические стихотворения и приговорили к трем годам условного наказания.

Вспоминает узбекский поэт, активист "Бирлика" Ёдгор Обид:

- Мы часто встречались, выступали с ним вместе на литературных вечерах. Когда я работал в газете оппозиции, он приносил нам свои стихи, и как-то секретарша этой газеты сказала: "Что мне делать? Очень много стихов принес Юсуф". Я сказал ей: "Вы должны радоваться, что поэт принес свои стихи!".
Я и моя семья против того, чтобы диктатор в третий раз избирался на президентский срок

Юсуф Джума действительно очень мужественный поэт, очень смелый. Когда было запрещено открыто говорить, он откровенно выступал против диктатуры и против властей, говорил все открытым текстом.

Стихотворение Юсуфа Джумы, посвященное жертвам андижанских событий 2005 года, в переводе на русский:

Лучшие мужи народа были расстреляны в Андижане.
Старцы, наподобие Дукчи-ишана, были расстреляны в Андижане.
Были расстреляны в Намангане, были расстреляны в Фергане.
Самые последние львы были расстреляны в Андижане.
Живы слепцы, живы шакалы, Шарифджоны Шакировы были расстреляны в Андижане.
Были убиты будущие Бабарахимы Машрабы,
Тигры наподобие Бабура были расстреляны в Андижане.
В их сердцах дикие угнетатели, страстотерпцы правого пути,
Да полны будут их могилы света, были расстреляны в Андижане.
Они ушли верные своей вере, ушли с открытыми глазами.
Земля их осталась без мужей, они были расстреляны в Андижане.
В сердце у Юсуфа пуля, выстреленная в мужей.
Лучшие мужи земли были расстреляны в Андижане.


Юсуф Джума была арестован в декабре 2007 года, когда провел в Фергане акцию протеста против диктатуры Ислама Каримова. Рассказывает сотрудник узбекской службы Радио Свобода Шухрат Бабаджанов:

- Я брал последнее интервью у Юсуфа Джумы. Это было 8 декабря. Он повесил на своем автомобиле плакаты против Каримова. В это время Каримов вопреки законам Республики Узбекистан избирался на третий срок, тогда как в Узбекистане президент может избираться только два раза. Джума клеил лозунги против Каримова, снимал это на свой мобильный и отправил мне электронной почтой. Потом я позвонил ему, он взял трубку и сказал: "Я и моя семья против того, чтобы диктатор в третий раз избирался на президентский срок. Это вопреки закону, я хочу, чтобы здесь соблюдался правопорядок". Эта запись сохранилась.

О том, что произошло дальше, рассказано в заявлении узбекских диссидентов в защиту поэта:
В его стихах есть гражданская позиция, которой так не хватает восточным поэтам

"В ночь с 9 на 10 декабря 2007 г. осуществлен немыслимо дерзкий вооруженный штурм. Более двухсот солдат, вооруженных автоматами и отправленных по указу властей, внезапно атаковали дом, в котором жил поэт Юсуф Джума и его большая семья (жена, пятеро сыновей, дочь, невестки и внуки). Эта семья, как и большинство семей в Узбекистане, старалась кое-как прожить своим трудом, несмотря на тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране. Однако тщательно организованная внезапная и жестокая атака за одну ночь разорвала этот мирный дом поэта и его семьи в клочья.

Дом был безжалостно обстрелян солдатами в течении 2 часов. В результате были убиты несколько домашных животных. Солдаты спецназа штурмовали комнату поэта и в упор открыли огонь. Если бы поэт в те минуты находился в своей комнате, он был бы убит. Только благодаря случаю и своевременному оповещению семьи зоркими соседями о приближающейся колонне солдат, поэт и его семья вовремя успели спрятаться и поэтому остались в живых. После штурма солдаты оккупировали весь дом и остались там до утра. На следуюший день было конфисковано все имущество семьи поэта.

Он и его трое сыновей были обьявлены в розыск, как особо опасные преступники, везде были расклеены их фотографии, по телевидению Узбекистана была распространена о них информация, как об опасных преступниках".


Вскоре после бегства из Бухары Юсуф Джума и его сын были арестованы. Рассказ продолжает Шухрат Бабаджанов:

- Поймали его в Ташкенте и посадили в тюрьму "Жаслык" - это ужасная тюрьма, это как узбекский ГУЛАГ.

- Его осудили за то, что он, якобы, наехал машиной на милиционера?

- Да. Его начали бить, он хотел бежать, и милиционер, как в детективном фильме, хотел его остановить, видимо, получил какую-то царапину и так далее. Но он защищал себя, и он возражал против режима, против произвола. И, я думаю, он был прав. В его стихах есть гражданская позиция, которой так не хватает восточным поэтам.

- У него, в основном, стихи политические?

- Политические, запретные, можно сказать. Открытым текстом он обвинял режим, и я не понимаю, почему Комитет по защите журналистики его не защищает. Потому что они считают его поэтом. Но на востоке поэт - это больше, чем поэт. Это как журналистика. Он писал стихами, потому что люди понимают это больше, чем газетное слово. И Комитет по защите журналистики в Нью-Йорке говорит, что раз он поэт, его не будут защищать как журналиста. Я думаю, что это несправедливо.

- А свидания с ним разрешены?

- Дочка Феруза в последний раз посещала лагерь "Жаслык", они разговаривали 20 минут под наблюдением конвоя. Феруза говорит, что отца посадили в карцер, где внизу работает пекарня. Жаслык - самая горячая точка Узбекистана, там 46 градусов, среди барханов, в Устюртской долине - страшное место. И еще пекарня работает. А наверху - камера пыток…

Рассказ дочери о содержании Юсуфа Джумы в колонии "Жаслык" есть в выпущенном в конце июля заявлении международной правозащитной организации Human Rights Watch в защиту поэта:

"Описывая своего отца, Феруза говорит, что он выглядит сильно похудевшим и бледным, выйти на свидание к ней 2 июля смог лишь с помощью двух надзирателей, который поддерживали его с двух сторон. Поэт рассказал дочери, что надзиратели колонии подводят его к самоубийству, угрожая ему пытками до смерти, они заявляют, что было бы лучше, если бы он сам покончил собой. Кроме того, они настойчиво повторяют, что у них есть приказ сверху на его убийство. Как только поэт начал говорить о плохом обращении с ним, о пытках и издевательствах, как прикладывание к телу горячих чайников, свидание было прервано, хотя прошло всего 20 минут от положенной двухчасовой встречи."

И еще один фрагмент из обращения узбекской оппозиции к международной общественности:

"Своими громоподобными стихами, написанными в мятежном духе, поэт стал знаменитым среди народа и именно из-за своих стихов жил под постоянным преследованием властей.

Единственная вина поэта заключается в том, что он не согласен мириться с существущим положением дел в своей любимой Родине.

У нас нет никакого сомнения в том, что именно Ислам Каримов лично сам дал жесткий приказ властям Бухарской области приглушить голос Юсуфа Джумы и вообще сделать так, чтобы его семьи там больше не было.

Иначе ни одна государственная организация не решилась бы на такой жестокий акт произвола и атаки дома поэта и его семьи без такого жесткого приказа".


Может ли кампания в защиту Юсуфа Джумы повлиять на узбекские власти и помочь его освобождению? Говорит поэт Ёдгор Обид:
Юсуф Джума считается личным врагом Ислама Каримова, и в этом случае вопрос о его освобождении очень сложен

- Я думаю, что влиять таким путем на режим просто невозможно, но бороться надо. Это, может быть, и не принесет конкретных результатов, но все-таки может сыграть свою роль. Были такие случаи. Вот, например, Мутабар Таджибаеву как-то выпустили. Я не думаю, что потому, что кто-то этого потребовал, хотя были письма и выступления по всему миру, но был такой момент, когда власти начали играть с Европой, демонстрируя смягчение режима. Но Юсуф Джума считается личным врагом Ислама Каримова, и в этом случае вопрос о его освобождении очень сложен.

Опубликованное на портале Оpenspace.ru сообщение о заявлении Human Rights Watch в защиту Юсуфа Джумы завершается так: "Молчание, которое хранит по этому поводу (как, впрочем, и по многим другим) российская литературная общественность, не говоря уже о российском Пен-центре, выглядит чем дальше, тем более красноречивым".

Ёдгор Обид говорит о том, может ли помочь Юсуфу Джуме и другим узбекским писателям-диссидентам заступничество российских коллег:

- Когда я работал на Радио Свобода в Москве, меня вообще-то спасли российские писатели и, главное, русский Пен-клуб. Тогда его директором был Александр Ткаченко. Слово русского писателя, конечно, что-то означает. Если бы свое отношение к коллеге высказал Пен-клуб или другие писательские организации, было бы, я думаю, очень хорошо, и это имело бы какие-то последствия в вопросе о спасении поэта - я могу сказать смело, прекрасного поэта, настоящего поэта.


Фрагмент программы Дмитрия Волчека "Поверх барьеров".
Полностью прочесть и прослушать программу можно здесь.
XS
SM
MD
LG