Ссылки для упрощенного доступа

Дмитрий Орешкин: "Люди понимают, что главный человек в стране - это Путин"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.

Михаил Саленков: "Владимир Путин: 10 лет у власти" - так называется исследование, проведенное Центром Юрия Левады в 46 российских регионах. Исследование приурочено к 9 августа, именно в этот день в 1999 году Владимир Путин стал исполняющим обязанности председателя правительства страны. Подводят промежуточные итоги правления Владимира Путина в эти дни и политические эксперты. Мнение одного из них, политолога Дмитрия Орешкина записала моя коллега Вероника Боде.

Дмитрий Орешкин: Путин принял страну после тяжелых перестроечных 1990-х годов с явной тенденцией к экономическому росту, к демократизации, к формированию вполне нормальной европейской модели. А потом, следуя отчасти своим собственным представлениям о прекрасном, воспитанным в Комитете государственной безопасности, а отчасти подчиняясь соблазну высоких нефтяных цен, начал строить такую изолированную модель, которая не готова отвечать на вызовы современности. Можно сказать, что он принял страну на демократическом и на экономическом взлете и подвел ее к такому достаточно тривиальному состоянию латиноамериканской державы, у которой мало перспектив впереди просто потому, что горизонты сузились до нельзя. Моноэкономика, инновационные иллюзии исчезли, на всем белом свете нет страны, с которой у нас улучшились отношения, если, конечно, не считать Никарагуа и Южную Осетию, порядка в стране не прибавилось, а тем временем социальные инфраструктуры типа суда, типа контроля общества над властью полностью дискредитированы и их место занял произвол силовых органов. И что самое неприятное, он сам это знает, соответственно, он не может слезть с той самой вертикали власти, которую сам же и построил, не потеряв какие-то жизненно важные органы на этом возвратном пути. Поэтому он будет вынужден сидеть на этой вертикали до тех пор, пока она не рухнет вместе с ним.

Вероника Боде: Тем не менее рейтинг доверия Владимиру Путину достаточно высок. В последнем исследовании "Левада-центра" 63% россиян уверены, что то, что в руках Путина сосредоточена вся власть, идет на благо стране. Это достаточно серьезная цифра. О чем, на ваш взгляд, она говорит?

Дмитрий Орешкин: Во-первых, Владимир Путин начинал хорошо, довольно много сделал правильно и с тех пор идет инерция позитива. Люди начинали больше зарабатывать, люди начинали видеть впереди перспективы, и им казалось, что это связано с Путиным, им не казалось, что это связано с теми самыми 1990-ми, которые перевели стрелки и пустили экономику по нормальному, естественному, рыночному пути развития. У общественного мнения есть инерция. Сколь долго это будет продолжаться - вопрос отдельный. Мне почему-то не кажется, что этот процесс будет бесконечным. Вторая составляющая этого феномена заключается в том, что нет альтернатив. Рейтинг Путина - отчасти рейтинг отчаяния, потому что верить-то больше некому. Мы не верим в институты, мы не верим в суд, мы не верим выборы. В этой ситуации остается единственная фигура, на которой можно сконцентрировать позитивные надежды, это Владимир Владимирович Путин. Ну, и его преемник Дмитрий Анатольевич Медведев. На Дмитрия Анатольевича пока спроса нет, потому что понимают все люди на уровне низового мышления, что все-таки главный человек в стране - это Путин. Просто из общественного сознания аккуратно вымыты все люди, которые могут сравниться с Путиным по политической значимости. И в этой ситуации просто Путин будет до тех пор велик, до каких пор телевидение будет работать на него, а это вопрос чисто экономический.
XS
SM
MD
LG