Ссылки для упрощенного доступа

"Владимир Путин: 10 лет у власти"


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Александр Гостев: "Левада-центр" провел репрезентативный опрос в 46 российских регионах на тему "Владимир Путин: 10 лет у власти". Исследование приурочено к 9 августа. Именно в этот день в 1999 году Владимир Путин стал исполняющим обязанности председателя правительства страны.

Вероника Боде: К числу главных достижений Владимира Путина россияне относят повышение уровня жизни, рост зарплат и пенсий, а также экономическое развитие страны. Наименее удачны, по мнению россиян, его действия в таких сферах, как борьба с коррупцией, ограничение влияния олигархов и борьба с преступностью. Разрыв между богатыми и бедными, как полагают большинство опрошенных, при Путине, по сравнению с временами правления Бориса Ельцина, увеличился. О результатах исследования рассказывает Борис Дубин, заведующий отделом социально-политических исследований "Левада-центра".

Борис Дубин: При высоком рейтинге Путина (по-прежнему) и при высокой уверенности россиян, что концентрация власти в его руках (опять-таки, по-прежнему) идет на благо России в целом оценка того, были ли решены основные проблемы, с заявлениями о решении которых он приходил к власти, общая ситуация в стране, за исключением буквально нескольких пунктов, - все остальное практически не изменилось, а многое стало даже хуже. Поэтому, с одной стороны, высокая оценка данного лица у власти, с другой стороны, констатация того, что сделал достаточно мало и фактически большинство из обещаний, которые входили в его первоначальный план… практически эти проблемы остались нерешенными.

Вероника Боде: А в чем же секрет доверия россиян Владимиру Путину?

Борис Дубин: Именно такая конструкция власти - один человек в руках своих концентрирует всю власть, во-первых, не несет ответственности за нерешение проблем важных для страны, во-вторых, и в-третьих, фактически не столько распоряжается властью, сколько имеет всю ее полноту и в этом смысле может навести страх и шорох на всех других людей у власти - соответствует взглядам и привычкам большинства российского населения.
Когда мы спрашиваем их, в чем причина такого высокого доверия к Путину, примерно три более-менее одинаковых доли, на которые распались россияне: первая - это он показал, что умеет справляться с серьезными задачами, второй ответ, который был популярен на протяжении всех лет, когда Путин был у власти, сегодня он звучит несколько странно, - это что большинство людей надеются на то, что в будущем он все-таки покажет, что он может справляться с проблемами, и третий ответ, очень важный, который, на наш взгляд, и определял высокую поддержку Путина на протяжении всех лет его руководства, - это что больше не на кого надеяться, другого нет. Во многом путинский авторитет, признание, готовность его поддерживать опирались именно на этот момент - не было никого другого и сама пропаганда и средства массовой информации при Путине во многом создавали именно такую картину.

Вероника Боде: И вы все время говорите об этом, и формулировки в одном из пунктов исследования говорят о том, что вся власть сосредоточена сейчас в руках Владимира Путина. Как я понимаю, россияне тоже с этим согласны. А как же президент Медведев?

Борис Дубин: Все-таки большая часть россиян (и сегодня относительное большинство) считают, что власть - в руках Путина. Большая часть (порядка половины населения) считает, что она в равной степени принадлежит тому и другому. Но доля тех, кто считает, что основная власть в стране принадлежит президенту Медведеву, существенно ниже доли тех, кто считает, что власть в путинских руках. В целом такое паспарту политической культуры сложилось, и чья бы голова в это паспарту не была вставлена, если обеспечена некая символическая процедура преемства, то большая часть российского населения принимает такой расклад.

Вероника Боде: Каковы итоги 10-летнего пребывания у власти Владимира Путина с точки зрения политолога Дмитрия Орешкина.

Дмитрий Орешкин: Путин принял страну после тяжелых перестроечных 1990-х годов с явной тенденцией к экономическому росту, к демократизации, к формированию вполне нормальной европейской модели. А потом, следуя отчасти своим собственным представлениям о прекрасном, воспитанным в Комитете государственной безопасности, а отчасти подчиняясь соблазну высоких нефтяных цен, начал строить такую изолированную модель, которая не готова отвечать на вызовы современности. Можно сказать, что он принял страну на демократическом и на экономическом взлете и подвел ее к такому достаточно тривиальному состоянию латиноамериканской державы, у которой мало перспектив впереди просто потому, что горизонты сузились до нельзя. Моноэкономика, инновационные иллюзии исчезли, на всем белом свете нет страны, с которой у нас улучшились отношения, если, конечно, не считать Никарагуа и Южную Осетию, порядка в стране не прибавилось, а тем временем социальные инфраструктуры типа суда, типа контроля общества над властью полностью дискредитированы и их место занял произвол силовых органов. И что самое неприятное, он сам это знает, соответственно, он не может слезть с той самой вертикали власти, которую сам же и построил, не потеряв какие-то жизненно важные органы на этом возвратном пути. Поэтому он будет вынужден сидеть на этой вертикали до тех пор, пока она не рухнет вместе с ним.

Вероника Боде: Тем не менее, рейтинг доверия Владимиру Путину достаточно высок. В последнем исследовании "Левада-центра" 63% россиян уверены, что то, что в руках Путина сосредоточена вся власть, идет на благо стране. Это достаточно серьезная цифра. О чем, на ваш взгляд, она говорит?

Дмитрий Орешкин: Во-первых, Владимир Путин начинал хорошо, довольно много сделал правильно и с тех пор идет инерция позитива. Люди начинали больше зарабатывать, люди начинали видеть впереди перспективы, и им казалось, что это связано с Путиным, им не казалось, что это связано с теми самыми 1990-ми, которые перевели стрелки и пустили экономику по нормальному, естественному, рыночному пути развития. У общественного мнения есть инерция. Сколь долго это будет продолжаться - вопрос отдельный. Мне почему-то не кажется, что этот процесс будет бесконечным. Вторая составляющая этого феномена заключается в том, что нет альтернатив. Рейтинг Путина - отчасти рейтинг отчаяния, потому что верить-то больше некому. Мы не верим в институты, мы не верим в суд, мы не верим выборы. В этой ситуации остается единственная фигура, на которой можно сконцентрировать позитивные надежды, это Владимир Владимирович Путин. Ну, и его преемник Дмитрий Анатольевич Медведев. На Дмитрия Анатольевича пока спроса нет, потому что понимают все люди на уровне низового мышления, что все-таки главный человек в стране - это Путин. Просто из общественного сознания аккуратно вымыты все люди, которые могут сравниться с Путиным по политической значимости. И в этой ситуации просто Путин будет до тех пор велик, до каких пор телевидение будет работать на него, а это вопрос чисто экономический.

Вероника Боде: Социологи отмечают, что сейчас в условиях экономического кризиса, рейтинги первых лиц Российского государства несколько снизились, но это снижение незначительно.
XS
SM
MD
LG