Ссылки для упрощенного доступа

Перейдет ли Москва на систему раздельного сбора мусора


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Михаил Саленков: Перейдет ли Москва первой в России на систему раздельного сбора мусора, как это практикуется во многих европейских странах? Это тема городского репортажа в программе "Время Свободы". Для разработки соответствующего проекта по инициативе фракции "Яблоко" в Московской городской Думе создана специальная рабочая группа. По мнению экологов, внедрение системы раздельного сбора мусора позволит более рационально использовать отходы - к примеру, не сжигать бумагу, а отправлять ее на переработку, - и сэкономить бюджетные деньги.

Вероника Боде: В апреле этого года фракция "Яблоко" внесла в Мосгордуму разработанный совместно с "Гринпис" законопроект о внесении изменений в закон "Об отходах производства и потребления в городе Москве". Согласно этому проекту, в Москве будет вводиться раздельный сбор мусора. Предполагается также запрет на сжигание и захоронение несортированных отходов. Говорит один из авторов проекта - Иван Большаков, заместитель председателя Московского отделения партии "Яблоко", член Молодежной палаты при Мосгордуме.

Иван Большаков: Цель - не допустить строительство мусоросжигательных заводов в Москве, это во-первых, а во-вторых, решить проблему отходов. Проблему мусора в Москве надо решать. Мы считаем, что решать нужно современным и экологичным способом. Потому что строительство мусоросжигательных заводов - это прошлый век. Большинство европейских стран отказываются от строительства мусоросжигательных заводов, в ряде европейских стран их строительство вообще запрещено. Если будет принят такой законопроект, то практически строительство мусоросжигательных заводов, такого большого количества, столице будет не нужно. Достаточно будет одного мусоросжигательного завода, который можно будет реконструировать.

Вероника Боде: В чем вы видите опасность, которую несут мусоросжигательные заводы для экологии?

Иван Большаков: Во-первых, мусоросжигательные заводы выделяют диоксины - это очень вредно для здоровья человек, особенно для здоровья детей. Помимо этих диоксинов, выделяется очень много тяжелых металлов, других вредных веществ, которые очень негативно влияют на экологию города и непосредственно на здоровье человека.

Вероника Боде: А как конкретно будет осуществляться раздельный сбор мусора, кто его будет осуществлять, каким образом?

Иван Большаков: Мы предполагаем, что первоначальную сортировку мусора должна осуществлять сами граждане. Достаточно будет осуществлять этого раздельный сбор по двум факторам - это твердые отходы, которые можно переработать, - бумага, металл, пластик, стекло, и жидкие отходы, которые обычно выливают или выбрасывают в мусоропроводы. И для того чтобы это все нормально было организовано, необходимо в каждом дворе поставить несколько контейнеров. "Гринпис" в Питере уже проводил такой эксперимент, он был удачным. А в дальнейшем уже на сортировочных станциях этот мусор еще раз сортируется и отправляется на обработку. Мы считаем, что это особенно в условиях кризиса может поднять экономику в Москве и развивать малый бизнес, который мог бы на этом зарабатывать деньги и развиваться.

Вероника Боде: К чему сводятся доводы противников проекта? Об этом - Алексей Киселев, руководитель токсической программы "Гринпис России".

Алексей Киселев: Доводы вообще, в принципе, противников цивилизованных методов обращения с отходами следующие, что, во-первых, население не готово, население настолько дремучее, что никогда в жизни ничего никуда не понесет. Второе, что в квартирах москвичей невозможно поставить дополнительные емкости для разделения отходов. Что Российская Федерация настолько богата первичными ресурсами, что зачем нам низкокачественное вторсырье. Что раздельный сбор, сортировка и обращение с отходами, такой ресурсосберегающее, - это намного дороже, чем просто сжигать.

Вероника Боде: И как бы вы опровергли эти доводы?

Алексей Киселев: Эти доводы приводят люди, которые в принципе не понимают вообще, как надо обращаться с отходами. Потому что емкости никакие дополнительные, на самом деле, не нужны. По поводу того, что вторсырье хуже, чем первичные ресурсы, - это вообще говорят люди, которые не понимают сути проблемы, в свете того, что по качеству тот же пластик не меняет своих свойств, та же пластиковая бутылка, полученная из первичного сырья либо из вторичного. При этом экономия энергии и выбросов загрязняющих веществ при вторичной переработке - намного больше экономит, сокращает и предотвращает. То есть все, что говорится, это все такие чиновничьи аргументы, которые абсолютно надуманны, и непонятно, зачем это делать.

Вероника Боде: В этой сфере, как я понимаю, задействованы немалые деньги. Как вы думаете, реализация законопроекта может встретить серьезное сопротивление?

Алексей Киселев: Безусловно! Сам законопроект направлен на то, чтобы эти деньги сэкономить. Там деньги, естественно, намного меньшие, соответственно, более прозрачная экономика всего процесса. Именно большая прозрачность процесса - это, скорее всего, и вызовет протест. А самое главное, естественно, все стоит несколько дешевле, в разы, и Москве, которая привыкла осваивать бюджетные средства огромными кусками, может это просто не понравиться, потому что нет масштабности.

Вероника Боде: Если законопроект осенью будет принят, то уже в следующем году в Москве может начаться раздельный сбор мусора.
XS
SM
MD
LG