Ссылки для упрощенного доступа

Почему Уго Чавес так боится американских инструкторов по борьбе с наркоманией


Ирина Лагунина: Между Соединенными Штатами и Венесуэлой развернулась словесная гольфовая война. В воскресном обращении к общественности президент Венесуэлы назвал гольф буржуазным видом спорта. Ответ пришел не откуда-нибудь, а из Госдепартамента, дескать, не буржуазная, в нее играют миллионы людей, а представитель Госдепа Кроули назвал себя самопровозглашенным послом гольфа. Но это – из области курьезов в международных отношениях с режимом Чавеса. Намного серьезнее его политика в регионе. На днях Уго Чавес возмутился планами Колумбии пригласить 800 американских военнослужащих и несколько сот гражданских специалистов для помощи в борьбе с захлестнувшей страну наркомафией. Рассказывает Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Еще совсем недавно подполковник Чавес бряцал оружием, вернее закупленными в России автоматами Калашникова, в связи с решением парламента и верховного суда Гондураса отстранить от должности его приятеля - президента Селайу, который было вознамерился сохранить за собой свою должность пожизненно. Гондурас, оберегая свою молодую демократию, шантажу не поддался.
Потерпев фиаско, Чавес нашел новый повод для нагнетания обстановки. В соседней с Венесуэлой Колумбии объявлено, что на нескольких военных базах страны будут размещены американские военнослужащие для оказания содействия в борьбе с наркомафией. Причем речь идет о поддержке технической - в основном электронной разведке. Поясняет командующий вооруженными силами Колумбии генерал Фреди Падилья де Леон:

Фреди Падилья де Леон: Соединенные Штаты пошли нам навстречу и с разрешения Конгресса выделили 40 миллионов долларов для модернизации наших военных баз. Отмечу, что базы эти остаются колумбийскими, они не станут американскими, и командовать на них по-прежнему будут офицеры нашей страны, назначенные нашим правительством. Американцы лишь будут помогать. Эта помощь не навязана нам, мы сами о ней настоятельно просили. Речь идет о военных и гражданских специалистах, работающих по контракту.

Виктор Черецкий: Мощнейшие наркокартели, расплодившиеся под сенью действующей уже полвека в Колумбии марксистской террористической группировки ФАРК, являются основными поставщиками кокаина в Соединенные Штаты, и США уже давно помогают колумбийскому правительству в борьбе с наркодельцами. Сейчас, к примеру, в Майами судят главу одного из мафиозных кланов Диего Монтойа.
В Европе американо-колумбийские договоренности были встречены с одобрением, поскольку часть кокаина картели направляют в Старый Свет, и Евросоюз лишь мечтает, чтобы кто-то положил конец действиям этих преступных банд. Бороться с наркомафией в одиночку, несмотря на все предпринятые в последние годы усилия, Колумбия не может. Это признал на днях один из колумбийских военных. Его фамилия, по соображениям безопасности, не приводится:

Военный: Несмотря на наши многочисленные операции по уничтожению кокаиновых плантаций, их число не сократилось – постоянно возникают новые посевы, так что мы оказались бессильны покончить с наркодельцами самостоятельно.

Виктор Черецкий: Недовольными решением Колумбии привлечь американских специалистов остались только Чавес и его коллеги из сколоченного им военно-политического так называемого Боливарианского альянса, сокращенно АЛЬБА. Альянс включает страны, во главе которых стоят правители-радикалы, - Кубу, Никарагуа, Эквадор, Боливию, а также ряд мелких островных государств Карибского бассейна. Оказывается, как выразился Чавес, Колумбия и США готовят, под предлогом борьбы с наркотиками, «вторжение с колумбийской территории в Венесуэлу и другие свободолюбивые прогрессивные страны, чтобы завладеть их природными богатствами». Конец цитаты.

Уго Чавес: Мы очень обеспокоены. Появление американских баз на колумбийской территории может закончиться трагедией. Предупредить об этом – мой моральный долг. Венесуэла чувствует себя в опасности, ведь правительство Колумбии вынашивает сегодня идею превентивного нападения, и мы находимся в списке стран, которые могут подвергнуться агрессии. Военщина этой страны, почувствовав поддержку американцев, совсем обнаглела. Она может спровоцировать всеобщую войну в Латинской Америке. Правда, я уже им ответил: агрессия против Венесуэлы получит вооруженный отпор! У нас есть чувство достоинства и мы не будем искать альтернативы военному решению конфликта. Так что я предупредил: ветры войны дуют над нашим континентом! Венесуэла уже готовится к этой войне, ведь мы у них на прицеле. А главная причина возможной агрессии – попытаться завладеть нашей нефтью.

Виктор Черецкий: Чавес не считает борьбу с наркотиками делом приоритетным. Многие обвиняют его в том, что он черпает вдохновение для своей бурной деятельности именно в кокаине. Сам Чавес этого не скрывает и даже похваляется тем, что, мол, использует традиционный индейский способ самовозбуждения. На так называемой альтернативной латиноамериканской встрече с участием «друзей» - президента Боливии Эво Моралеса, представителей Кубы и Никарагуа, он разыграл целое шоу, требуя зелья от своего боливийского коллеги, в прошлом производителя коки. И тут же получил его:

Уго Чавес: Я жую листья коки каждый день по утрам. Она придает мне силы. Правда, теперь она у меня кончается. Товарищ Эво, ты привез мне коку? Я ведь тебя просил! Ну вот, вижу, что привез. Спасибо, брат! Это ведь священная кока наших индейцев, которую проклятый империализм превратил в предмет всеобщей ненависти. Ну а я к нашей индейской коке пристрастился, поскольку, как говорит брат Эво Моралес, она полезна.

Виктор Черецкий: Олицетворением вселенского зла, предметом ненависти всех подлинных боливарианцев Чавес считает не наркотики, а своего соседа, президента Колумбии Альваро Урибе. Ведь Урибе не только борется с зельем, но и как демократ, публично отверг тоталитарные идеи боливарианского социализма. Вдобавок он еще и воюет с террористами ФАРК, которые идеи Чавеса воспринимают как свои. Уго Чавес:

Уго Чавес: Как не повезло Колумбии с президентом! Ты, Урибе, жалкий холуй империализма. Ты и в историю войдешь как гнусный прислужник. Ты не достоин быть президентом. Ты трус, врун, мошенник. Ты, Урибе, годишься лишь в главари мафии. Дон Вито Корлеоне младенец по сравнению с тобой. Ну а «гринго», американцы, тебя защищают, ведь ты их холуй.

Виктор Черецкий: Мнение Чавеса в связи с последними событиями вокруг Колумбии разделяет его наставник по части тоталитаризма 83-летний кубинский диктатор Фидель Кастро. С 2006 года он находится, как отмечают медики, в полукоматозном состоянии, на людях не появляется. Однако, в свет регулярно выходят подписанные его именем статьи. В последней говорится, я цитирую, что «подлинная цель американского присутствия в Колумбии – предотвратить социальные изменения в Латинской Америке», что «история не простит колумбийскому правительству», что «народы не потерпят присутствие американских баз – плацдармов для вторжения в Латинскую Америку», что «все как один встанут на борьбу с империализмом» и так далее… Впрочем, еще раз - Уго Чавес:

Уго Чавес: Фидель Кастро спросил меня недавно, готов ли я принять достойную смерть? Ведь, когда на нас нападут, - сказал Кастро, - мы не будем прятаться в крысиной норе, как это делал Саддам Хусейн, мы возьмем винтовку и пойдем в первых рядах на врага. Мы так и сделаем – из чувства достоинства, поскольку так поступали наши предки.

Виктор Черецкий: У независимых наблюдателей подобная патетическая жертвенность вызывает не только улыбку. Конечно, утратившего способность самостоятельно передвигаться Кастро очень трудно представить бегущим в первых рядах с винтовкой… Однако, его диктатура просуществовала пятьдесят лет во многом благодаря подобной патетике. Дескать, родина под угрозой, кругом враги и предатели, только мы – подлинные патриоты, готовые отдать жизнь в борьбе… Даже лозунг придумали «Родина или смерть!» А посему, запугав внешней опасностью свой народ, можно всю жизнь узурпировать власть, не располагая для этого ни способностями, ни знаниями, внедрять в жизнь утопические тоталитарные модели общества, зверски подавлять любое проявление свободомыслия, держать страну в абсолютной нищете, организовывать международные авантюры, локальные войны с целью навязать свое влияние и так далее. Впрочем, Чавес пошел дальше своего наставника Кастро – сколотил уже упомянутый блок АЛЬБА. Президент Колумбии Альваро Урибе, в свою очередь, видит в этом блоке инструмент для воплощения мечты Кастро и Чавеса о гегемонии в Латинской Америке:

Альваро Уррибе: Правда, президент Чавес, состоит в том, что за неимением фактов, вы прибегаете к клевете и оскорблениям и тем самым унижаете достоинство венесуэльского народа, о котором вы так много рассуждаете. Наша страна нуждается в помощи в борьбе с наркодельцами и террористами, а не в покровителях террористов. А вы делаете все для того, чтобы мы продолжали терпеть это зло, мешаете нам покончить с ним. Вы также пытаетесь любым путем навязать нам свой экспансионистский проект боливарианской революции и вовлечь нас в свои авантюры. Колумбия их отвергает. Вы мечтаете о господстве на континенте и пытаетесь раздуть пожар братоубийственных вооруженных конфликтов. Осуждая на словах империализм, вы сами пытаетесь создать империю.

Виктор Черецкий: Поясню, что свою модель боливарианской социалистической революции, названную в честь латиноамериканского деятеля первой половины 19 столетия Симона Боливара, кстати, никакого отношения к социализму не имевшего, Чавес частично заимствовал, а частично придумал самостоятельно. Идеология Чавеса – это, как выражаются его противники – «гремучая смесь» примитивной формы марксизма-ленинизма с добавлением идей Фиделя Кастро, Мао, Хомейни, латиноамериканских путчистов, индейских вождей-касиков и так далее. Политолог Габриэль Арбиак, сотрудник центра международных исследований в Мадриде, считает, что Венесуэла, усилиями Чавеса, строит тоталитарное общество в основном по кубинскому образцу:

Габриэль Арбиак: Чавес во многом копирует свою модель общества с кубинского режима. И это весьма тревожное явление. Не секрет, что Кастро считает его своим преемником в Латинской Америке. Оба они надеются, что распространению их «революционных» идей на континенте поможет экономический потенциал Венесуэлы, располагающей, в виду запасов нефти, значительно большими возможностями для подобной экспансии, чем Куба.

Виктор Черецкий: С испанским аналитиком согласна оппозиционная венесуэльская журналистка, ныне проживающая в изгнании, Альба Родригес. Она отмечает, что своих союзников Чавес «приобретает» за нефть:

Альба Родригес: Солидная часть венесуэльских нефтяных денег уходит за пределы страны. Чавес не скрывает, что Венесуэла дает миллионы долларов Боливии, для того чтобы президент этой страны Эво Моралес мог раздать деньги своим избирателям. Часть нашей нефти идет так называемым «друзьям» Чавеса, например, Кубе и Никарагуа, по дешевым тарифам. Он приобретает себе друзей и сторонников за рубежом за счет венесуэльского народа. Много денег идет также на покупку оружия. Трудно даже представить, сколько оружия Венесуэла купила в последние годы, и сколько денег было на это потрачено.

Виктор Черецкий: По последним сообщениям, Чавес стягивает войска к границе с Колумбией под предлогом того, что колумбийские военнослужащие якобы совершают провокации в приграничной зоне.
XS
SM
MD
LG