Ссылки для упрощенного доступа

На кинофестивале "Окно в Европу" показали "Полторы комнаты" Андрея Хржановского


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.

Евгения Назарец: В Выборге в эти дни работает 17-й фестиваль российского кино "Окно в Европу". Напомним, что только в конкурсной программе этого года 13 игровых фильмов, 14 анимационных и 20 неигровых картин. На фестивале в Выборге работает обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева. Благодаря Марине на этой неделе мы едва ли не каждое утро заглядываем в это "окно в Европу". Вот и сейчас Марина с нами на прямой связи.
В предыдущие дни, я наслышана, вас не радовал вид из этого "окна в Европу". Есть ли какие-то коррективы по итогам дня предыдущего, вчерашнего?

Марина Тимашева: Да, правда, "окно" как будто бы "помыли". Был показан фильм Андрея Хржановского, он называется "Полторы комнаты". Вообще, обыкновенно мастистые кинематографисты, пропитавшись уважением к себе любимым, картины в конкурс не дают только на открытие или закрытие. Но Андрей Хржановский - человек настоящей культуры, он уважает других и вот соревнуется на равных. Несколько лет назад сделал он чудесный анимационный фильм об Иосифе Бродском. А теперь - о нем же полнометражный и не игровой, как теперь принято говорить, а художественный фильм. По технике он - сложнее не придумаешь. Тут есть, например, мультипликация. Когда речь заходит о грядущем выселении евреев, то по небу плывут нарисованные инструменты, птичьим клином оркестр движется туда, куда велел товарищ Сталин. Есть документальная хроника и стилизация под нее, иногда очень изощренная. Например, реконструирована сцена в Нью-Йорке. Бродского играет актер (вообще-то, он театральный режиссер) Григорий Дитятковский, а его друзей - реальные его друзья, но только такие, какие они теперь, а не такие, какими они были тогда. В общем, художественное кино, документальное, анимационное, театр теней, японский театр Но, изысканная музыкальная партитура фильма, а лейтмотивом - старый вальс "Я как будто бы снова возле дома родного...".
Бродский, как известно, не вернулся в свой город, но у Хржановского он возвращается, правда, после смерти, и садится за стол с тоже покойными отцом и матерью (Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих), и ест ту же картошку, и смотрит по телевизору Белоусова и Протопопова, и у мамы все также болит голова. Жизнь продолжается после смерти, причем в формах прежней жизни. Вообще, в этом фильме много о детстве Бродского и показано из каких музеев растут стихи и от какой античной скульптуры перешла его героям кипарисовая шевелюра, и все время звучит текст Бродского, не только стихи, но его автобиографическая проза, какая она умная, сколько в ней юмора. Чего стоит только похожий на Сталина повар, который предлагает "сосиски "Дружба народов" из смешанного фарша".
У этого фильма есть подзаголовок "Сентиментальное путешествие". Оно действительно сентиментальное, и не только о Бродском и его папе и маме, а будто про всех любящих и любимых родителей, и про эти гнезда, из которых, как писал Бродский, все в молодость стараются выбраться, а потом понимают, что это было единственное настоящее в жизни.
Вот после мультфильма "Полтора кота" Инна Соловьева, замечательный театровед, помнится, спросила: "И откуда столько нежности при нашей бедности?" И сама ответила: "Это чудеса души Андрея Хржановского". Вот хочется под этими словами подписаться.
XS
SM
MD
LG