Ссылки для упрощенного доступа

Кадыров нашел духовного отца


Андрей Бабицкий
Андрей Бабицкий
Угрозы советника президента Чечни Адама Делимханова в адрес правозащитников были произнесены в эфире телеканала "Грозный" больше месяца назад. Примерно в том же духе о том, что "так называемые эксперты, которые по чьему-то заказу придумывают про Чечню" должны считаться равными бандитам, террористам, преступникам, высказался 20 июля в грозненских теленовостях и сам Рамзан Кадыров.

Сложно говорить в данном случае - планировал ли непосредственно Рамзан Кадыров эту кампанию по фактическому прекращению деятельности правозащитных организаций? Это даже не имеет существенного значения. Потому что по большому счету политика, которую реализует Рамзан Кадыров в течение последних 2-3 лет, имеет единый и не меняющийся тренд. Просто цели он естественным образом выбирает каждый раз новые, потому что приходится решать новые задачи. Если два года назад все-таки значительная часть населения Чечни не скрывала своего негативного отношения к Кадырову, то сегодня этого нет.

Сначала нужно было справиться с огромным корпусом явных и открытых противников. Они были так или иначе нейтрализованы. Значительное количество людей было вынуждено уехать. Тех, кто с оружием в руках, загнали на нижние этажи подполья. Ни о какой политической оппозиции говорить не приходится. Дальше Кадыров начал адресную и точечную, можно назвать, зачистку. Те или иные его оппоненты были выдавлены сначала в местных силовых структурах. Затем он выдавливал какие-то федеральные структуры. Фактически сегодня особенно и вычищать уже некого. Наконец, его взор упал на тех, кто раньше считался не то чтобы неприкасаемым, но правозащитники оберегались непосредственно Москвой.

Когда в свое время Кадыров попытался Датский совет по беженцам выгнать из Чечни, Дмитрий Козак, который в то время был представителем президента в Южном Федеральном округе, жестко сказал: нет, этого вы делать не можете, это не ваша компетенция. Правозащитные организации находятся в компетенции федерального руководства, поскольку федеральному руководству приходится отвечать на претензии. Сейчас, видимо, и эту область если не захватил Кадыров, то, по крайней мере, она перешла под контроль тех сил, которые сегодня превратили Чечню в территорию смерти.

Я предполагаю, что федеральный центр спорадически, наверное, чего-то хочет. Произошел какой-то очередной скандал, кого-то убили. Наверняка появляется желание как-то исправить ситуацию. Однако проходит некоторое время, скандал утихает. Вновь появляется понимание, что ничего не сделаешь, что они поставили на Кадырова, а альтернативы ему нет. Нет человека, который так жестко умел бы выполнять репрессивные функции.
Понятно, что Владимир Путин и не может, и не хочет отдавать Рамзана Кадырова, потому что вся картинка того благополучия, которая в течение длительных лет описывалась и отстраивалась, просто грозит развалиться в одно мгновенье

В данном случае, наверное, мы можем говорить о Владимире Путине как о своеобразном духовном отце Рамзана Кадырова, который считает его человеком, умиротворившем Чечню, главным своим инструментом приведения этого региона к стабильности. Понятно, что Владимир Путин и не может, и не хочет отдавать Рамзана Кадырова, потому что вся картинка того благополучия, которая в течение длительных лет описывалась и отстраивалась, просто грозит развалиться в одно мгновенье.

Что касается Адама Делимханова, то это продолжение руки, которая сомкнулась на шее врага, и хватка эта предельно жесткая. Делимханов, видимо, один из самых близких, если не самый близкий человек Рамзана Кадырова. Рамзану Кадырову сейчас нужно прилагать серьезные усилия для того, чтобы вывести Делимханова из-под удара. Делимханов, как мы знаем, обвиняется властями Объединенных Арабских Эмиратов в организации покушения на Сулима Ямадаева. И вот недавно Делимханов был назначен руководить силовой операцией на территории Чечни и Ингушетии. Многие считают, что этот шаг был предпринят именно для того, чтобы создать Делимханову репутацию бескомпромиссного борца с подпольем.
XS
SM
MD
LG