Ссылки для упрощенного доступа

Кровавое нападение в Дагестане


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Кирилл Кобрин: Речь пойдет о нападении боевиков на пост милиции и близ лежащую сауну в Дагестане. Погибли 11 человек, среди них 4 милиционера. В другом районе республике, Дербентском, в перестрелке убиты три боевика.

Максим Ярошевский: По данным следствия, вооруженная группа людей в Буйнакске около полудня в четверг захватила маршрутное такси с водителем и до вечера скрывалась в лесном массиве. В восемь часов преступники напали на отделение милиции контрольно-пропускного пункта "Манасаульская развилка", где расстреляли четырех милиционеров. После бандиты, в общей сложности от 10 до 15 человек, зашли на территорию оздоровительного центра "Сауна Олимп", в котором расстреляли семерых женщин, находившихся там.
В результате проведенных следственных мероприятий установлены участники нападения, заявил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре России Владимир Маркин. В интересах следствия данные о них не разглашаются. Однако уже стало известно, что группу возглавляет так называемый эмир по Буйнакскому району Наби Магеддинов, который находится в федеральном розыске, ранее неоднократно нападавший с подельниками на милиционеров и гражданское население. По факту возбуждено уголовное дело по нескольким статьям.

Владимир Маркин: Установлено, что группа из 10 вооруженных лиц, используя захваченный автомобиль "Газель", подъехала к оздоровительному комплексу "Олимп", где расстреляли 7 работниц данного предприятия и 4 сотрудников милиции, находившихся на посту расположенного в 100 метрах от оздоровительного комплекса.

Максим Ярошевский: Министр внутренних дел Дагестана Али Магомедов по факту нападения заявил, что ситуация, которая складывается в республике, подогревается из-за границы. "Конечно же то, что происходит сейчас, подогревается извне, из-за пределов России. Другого объяснения быть не может. Дагестанцам не нужно убивать друг друга", - сказал глава МВД. Военный эксперт Александр Гольц с таким заявлением не согласен.

Александр Гольц: Понятно, что чиновники, которые не знаю, что сказать, говорят, что им мешает заграница. Конечно, никакого сколько-нибудь серьезного влияния какой-либо иностранной державы на ситуацию на Кавказе проследить невозможно.

Максим Ярошевский: Во что это все может вылиться в итоге?

Александр Гольц: Время для активных действий сходит на нет. Еще месяц-полтора и боевикам надо будет уходить в свои бункеры в горах. Уже исчезнет зеленый покров, так называемая "зеленка", и им будет очень сложно. Я думаю, что Кавказ застынет еще на несколько месяцев на этом уровне насилия. А дальше, конечно, ситуация будет только ухудшаться.

Максим Ярошевский: Никакого влияния извне на ситуацию на Северном Кавказе нет, полагает сотрудница правозащитного центра "Мемориал" Екатерина Сакирянская.

Екатерина Сокирянская: Те процессы, которые происходят в республиках Северного Кавказа за последние годы, ведут к эскалации. Мы об этом предупреждали. Мы предупреждали, что неправовые методы, которые используются в ходе контртеррористических операций, приведут к активизации вооруженного подполья. Именно это мы наблюдаем. Ингушетия с 2002 года постепенно превратилась в самую горячую точку Северного Кавказе - ранее, в общем-то, достаточно мирная республика. То же самое происходит и в Дагестане. Я думаю, что на Северном Кавказе будет продолжаться такое вялотекущее состояние, которое выгодно федеральному центру. Разрешать проблемы Северного Кавказа никто не хочет. Их пытаются задавить, причем очень неокончательно. Тлеющий конфликт по-прежнему существовал.

Максим Ярошевский: А почему федеральный центр в этом заинтересован, по вашему мнению?

Екатерина Сокирянская: Я не могу сказать, что непосредственно федеральный центр в этом заинтересован. Но есть определенные группы и в силовых структурах, и в правоохранительных органах, которые заинтересованы. Ну, не то, чтобы заинтересованы, но которым нужно бороться с терроризмом. Они продолжают с ним бороться так, как они умеют. А умеют, к сожалению, не самым эффективным способом. Наличие вооруженного подполья сохраняет их сегодняшний привилегированный статус.

Максим Ярошевский: Между тем в Махачкале в четверг во второй половине дня неизвестные несколько раз нападали на милиционеров. Около пяти вечера был обстрелян пост ДПС "Терек-10" на южном выезде из города. Ранен сотрудник ГИБДД. Еще через два часа на улице Ярагского неизвестный выстрелил в живот бойцу ОМОНа МВД Дагестана. Около полуночи в Дербентском районе республики была ликвидирована группа из трех бандитов. В пригороде Махачкалы сотрудникам правоохранительных органов сегодня было обезврежено взрывное устройство, заложенное на полотне железной дороги.
За минувшие сутки в Чечне дважды произошли боевых столкновения бандитов с милиционерами. Четыре милиционера погибли, еще четыре получили ранения, оба боевика ликвидированы в одном из районов Грозного. Перестрелка произошла в лесном массиве недалеко от пункта Комсомольское в Урус-Мартановском районе Чечни. Пять военнослужащих получили ранения, бандитам, около восьми человек, удалось скрыться.
Также столкновение произошло в Ингушетии, где милиционеры недалеко от поселка Нестеровская обнаружили группу вооруженных лиц. В ходе перестрелки один милиционер ранен. Как объяснить обострение ситуации на всем Северном Кавказе? На этот вопрос отвечает военный эксперт Александр Гольц.

Александр Гольц: Это крах или начало краха политики Кремля, который делал ставку на чеченизацию всех конфликтов, которые происходят на Северном Кавказе. Вот обнаружился сильный средневековый лидер Кадыров, да и бог с ним. Пусть правит как правит, лишь бы на поверхности все было спокойно.
Последовали два результата. Первый. Из Чечни нестабильность стала распространяться в другие регионы, где не оказалось таких сильных лидеров, которые могут править государством, этой республикой, в соответствии со средневековыми обычаями, понятиями, разумеется, не законами Российской Федерации. В результате полыхнул Дагестан, где куча нерешенных проблем. И, как мы видим, страшно тяжелая ситуация в Ингушетии, которую возглавил опытный и порядочный военный, но у которого нет необходимого ресурса, чтобы как-то стабилизировать ситуацию. Вторая история заключается в том, что и в самой Чечне обнаружились силы, которые ровно в этой логике средневековой борьбы готовы дать вызов господину Кадырову. Убийства правозащитников, которые не очень Кадырову выгодны, поскольку демонстрируют, что он не контролирует республику, явно организованы и проведены этими людьми. Собственно говоря, все это происходит.

Максим Ярошевский: Свое мнение высказывает сотрудник центра "Мемориал" Екатерина Сакирянская.

Екатерина Сокирянская: Это связано, наверное, и с весенне-летним периодом, когда традиционно происходит обострение. Но также это, возможно, связано с неэффективными действиями сотрудников силовых структур, которые способствуют усилению вооруженного подполья на Северном Кавказе. Очевидно, что те методы, которыми силовыми борются с вооруженным подпольем, неэффективны. Молодые люди продолжают уходить в лес, и подполье усиливается во всех республиках Северного Кавказа.

Максим Ярошевский: Говорила Екатерина Сокирянская.
XS
SM
MD
LG