Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Уолл-стрит испытал крупнейшее за полтора месяца потрясение


Юрий Жигалкин: В понедельник Уолл-стрит испытал крупнейшее за последние полтора месяца потрясение. Основные биржевые индексы, отражающие курсы акций, упали, несмотря на статистику, свидетельствующую об оживлении экономической активности. Но инвесторы, ставшие в последние пять месяцев свидетелями крупнейшего за 70 лет скачка стоимости акций, решили обратить внимание на негативный феномен: внезапное падение оптимизма у американского потребителя и хуже ожидавшихся квартальные результаты ведущих торговых сетей. Сейчас многие из профессионалов Уолл-стрит не скрывают опасения, что 50-процентный скачок курсов акций, более чем 100-прооцентный рост нефти и металлов за считанные месяцы не оправдан, что инвесторы, как это нередко бывает, стали жертвой фантазии, им придется в ближайшее время столкнуться с грубой реальностью.
Как объяснить эти противоречивые данные? Можно ли твердо сказать, что экономика укрепляется и лучшие времена совсем близко, за углом? Вопрос профессору экономики, сотруднику Гуверовского института Михаилу Бернштаму.

Михаил Бернштам: С одной стороны, финансовое состояние экономики не улучшилось. С другой стороны возникли факты, показатели, что мировая экономика выходит из рецессии. Вдруг совершенно неожиданно в Соединенных Штатах в самых уязвимых отраслях экономики, а именно в промышленности, начался небольшой даже экономический подъем в последние полтора месяца. Вот это парадоксальное обстоятельство, объяснить это очень трудно, потому что усилия Федеральной резервной системы пошли на спасение банков и финансовых учреждений. Это, по-видимому, сработало. Но кредит не увеличился и банки до сих пор держат почти триллион долларов просто на счетах в Федеральной резервной системе, а вовсе не выдает кредиты. То есть откуда экономики расти, совершенно непонятно.

Юрий Жигалкин: Но ведь многие профессионалы сейчас напоминают, что во времена великой депрессии внезапный подобный скачок рынков и кажущееся оживление экономики обернулось новым падением и полутора десятилетиями стагнации.

Михаил Бернштам: Да, да, да. Поскольку сейчас из-за огромных денежных вливаний в экономику Федеральной резервной системы ожидается инфляция, и начали расти процентные ставки, то Федеральная резервная система неизбежно вынуждена будет тоже поднять свои ставки, скажем, через полгода, и тогда маятник снова качнется в противоположную сторону и будет новая рецессия. Вы вспомнили 30-е годы. Действительно в 30-е годы, сначала в 1931 году, потом после 1933 года было еще два дополнительных спада, две рецессии. Поэтому очень часто говорят о том, что рецессия может как бы идти, как вот эти американские горки - вниз-вверх, вниз-вверх.

Михаил Жигалкин: Ну а пока инвесторы, как и всегда в подобных ситуациях, пытаются уяснить, является ли падение акций первым признаком нового затяжного спада либо это здоровая, непродолжительная коррекция.
XS
SM
MD
LG