Ссылки для упрощенного доступа

В "Соснах" надолго запомнят МАКС


Пока не ясно, кто возместит дачникам ущерб от упавшего самолета
Пока не ясно, кто возместит дачникам ущерб от упавшего самолета
В подмосковном Жуковском минутой молчания открылся международный авиасалон МАКС-2009. Между тем, дачники, пострадавшие в результате воскресного падения Су-27, пытаются понять, кто оплатит нанесенный им ущерб. Корреспонденту Радио Свобода удалось связаться с одним из очевидцев катастрофы.

Напомним, в результате столкновения двух истребителей - Су-27 и двухместного Су-27УБ (учебно-боевой) 16 августа погиб командир "Русских витязей" гвардии полковник Игорь Ткаченко. Находившийся с ним в "спарке" штурман Игорь Куриленко и пилот второго Су-27 Виталий Мельник катапультировались, приземлились относительно успешно и были госпитализированы. Эксперты выдвигают несколько версий случившегося: ошибка пилота, отказ двигателя, попадание в двигатель птиц.

Катастрофа произошла над дачными участками. Трое человек были госпитализированы с ожогами, сгорело несколько дачных строений.

Очевидец крушения, дачник Михаил Воистинов рассказал корреспонденту Радио Свобода, как это было:

- Я занимался дачным строительством. На участке находился с двоюродным братом, жена тут же цветами занималась. Вдруг
От второго самолета, казалось, прятаться и бежать куда-то было поздно. Мы, естественно, испугались - такая махина падает сверху
раздался такой хлопок, который обычно издают истребители, когда преодолевают звуковой барьер. Внимания я не обратил, потому что нам привычно, что самолеты летают над дачами, я даже головы не поднял. Вдруг мой двоюродный брат говорит: "Ничего себе...". Я голову поднимаю, смотрю - два самолета, один немножко в сторону начинает заваливаться, а второй практически плашмя начинает на нас валиться, прямо над нашими головами. Дальше получилось так, что тот самолет, который начал заваливаться на бок, стал падать в штопор и упал как раз на соседние участки. От второго самолета, казалось, прятаться и бежать куда-то было поздно. Мы, естественно, испугались - такая махина падает сверху. Двигатели хлопали, звуки взрывов были. Произошел так называемый помпаж двигателей - двигатели глохли, у падающего на нас самолета тяга отсутствовала. Вдруг в последний момент у двигателей появилась тяга, и самолет резко ушел от нас дальше за холм. Там небольшая возвышенность за озером, он туда куда-то ушел.

А первый самолет рухнул через два участка от нас. Взрыв, огненный столб... Брат мой, человек военный, сразу говорит: побежали помогать. Я телефон только схватил, чтобы в экстренные службы звонить, и мы побежали туда, где уже полыхал пожар.

- Вы звонили в экстренные службы?

- Да, на бегу. В первый раз не соединилось, второй раз телефон "112" набираю, соединилось. Я говорю: "Деревня Белозериха Раменского района, два истребителя упали". Секунды две ушло, пока оператор информацию передала куда-то. Потом еще буквально секунды три-четыре ожидания, и она говорит: все, к вам выехали экипажи. А мы как раз подбежали туда, куда упал самолет, через забор перелезли.

Участок, который был на пути, хозяин нам открыл, говорит: давайте через мой участок туда сразу. А его участок граничил с тем, на который самолет упал. Мы там через забор перелезли, все полыхает. Машина только гореть начала.

- А люди?

- Владелец этого дома, мужчина лет пятидесяти, возле пожара у самого огня стоял. Мы к нему подбегаем, спина у него обгоревшая вся, затылок тоже обгоревший. Мы к нему - что и как, он в шоке, естественно, ничего не говорит. Мы его отводить, он обратно в огонь идет. Соседи говорят: "У него жена в доме". Потом, как оказалось, жену, видно, взрывной волной выбросило. Это уже соседи сказали потом, когда спасательные службы приехали. А мужчина этот был в шоке. Мы его соседям передали, они какую-то помощь ему первую оказывать стали, а мы побежали в разные стороны, брат в одну, а я в другую.
Забежал на один из участков, там двое человек сидят возле горящего дома, тоже в шоке. Никуда не идут, на участке находятся, стоят, смотрят, как дом полыхает

Побежали по горящим участкам смотреть, есть ли там пострадавшие, что происходит. Забежал на один из участков, там двое человек сидят возле горящего дома, тоже в шоке. Никуда не идут, на участке находятся, стоят, смотрят, как дом полыхает. Сказал им, что надо уходить, а то сгорите. За руки взял и вывел через калитку. Там тоже толпа зевак стояла, я туда их отвел, говорю, помогите, первую помощь окажите, а сам дальше побежал смотреть. На один участок забегаю, там муж, жена и двое детей машину пытаются вытолкать. У них документы, ключи от машины остались в горящем доме. Машина на автомате, он ее сдвинуть не может. Народ еще подбежал, машину эту вытягивать стали. Тяну эту машину, смотрю - забор горящий деревянный, а под ним что-то красное лежит. Дядька рядом стоял, я говорю: что там такое, не газовые ли баллоны? Он говорит: "Не знаю, пойдем, посмотрим".

Открываем калитку, там два баллона лежат. Мы их хватаем, они горячие уже, вытаскиваем, оттаскиваем в сторону от огня, кричим: несите воду, облить, чтобы они остыли. Вот так. Пока туда-сюда бегали, где-то машину еще одну вытолкали, тоже со двора горящего - не заводилась. Тут подъехали спасательные службы. Я по времени посмотрел, часы с собой были, где-то прошло минут 25-30. За это время они доехали, видно, из Бронницы и Раменского. Потому что наша деревня как раз между двумя городами находится, и дорожка там не самая широкая. Фуры потоком идут.

Когда я уходил, чтобы уже не мешать спасателям, мимо меня трое пожарных прошли, один другому говорит: "Мы пустыми приехали". То есть, я могу только про одного пожарного сказать, что в его экипаже не было воды. Пожарные сразу пошли колодец открывать, чего-то сказали, я уже не смотрел и не слушал. Я показал, куда отводили пострадавших, они туда пошли. А самим чего уж там делать? Вроде больше пострадавших нет, дальше только тушить надо, а тушить нам нечем. Так что, чтобы не мешать, мы пошли домой.

- Одна женщина, 51 год, пострадала очень сильно, у нее 80 процентов кожи обожжено. Как ее состояние, вы в курсе?

- В принципе, в курсе, но родственники просили не рассказывать.

- Но она жива?

- Да.

- По поводу самого столкновения сейчас есть несколько версий - например, что в двигатель залетела птица. Вы или ваши родственники видели, как это действительно произошло?

- Мне жена говорит: "Я стою, смотрю, как самолеты летают, и один другому прямо в двигатель носом вошел". Они фигуру пилотажа, видимо, хотели показать. Один самолет был сверху, шел брюхом к небу, то есть вверх ногами. Он пошел на снижение, выскочил из облака и носом зацепил второй самолет за двигатель. Как раз первый хлопок произошел.

- Они так низко летают, что все хорошо видно?

- Высота, наверное, метров триста-четыреста над землей. Они никогда так не летали. У нас 15 лет там дача, и впервые такой случай, чтобы они над дачными участками какую-то фигуру изобразили.

- Получается, вы видели, как один из летчиков, как мы теперь знаем, погибший Игорь Ткаченко, отводил свой самолет в сторону, чтобы он не упал на участки? Этому и учат летчиков в такой ситуации....

- Да, может быть. Потому что, как я сказал, один самолет прямо на нас падал. А где-то на высоте пятидесяти метров его подняло вверх, двигатель заработал, буквально за две секунды работы двигателя он чуть-чуть набрал высоту и ушел за холм. Почему он так набрал высоту, был там пилот или это была автоматика, я не знаю. Но у него вдруг запустился двигатель на 2-3 секунды, за счет этого самолет вверх подбросило, и он улетел от дачных участков в поле.

- Вы видели, как катапультировались летчики?

-
Двоих видел, третьего - нет. Видел два парашюта, один сел в поле возле участков. А второй приземлился как раз возле въезда в жилое товарищество "Сосны", на дереве повис. Подъехали спасатели, сняли его, обоих на вертолеты погрузили и сразу улетели.

- Вы сами пытались дозвониться в СМИ?

- Шла передача по Вести-FM. Ведущий просил и умолял очевидцев позвонить. Я набирал номер много раз. Постоянно соединялось, мне включали музыку "ждите ответа", а потом просто рассоединялось и все.

- А другие очевидцы дозвонились?

- В основном в эфире говорили с какими-то летчиками, пилотами-ветеранами. Потом с директором МАКСа. Он говорил, что МАКС не будет отменен и все пилотажные группы будут выступать в своем режиме и в полном объеме. Какой-то якобы очевидец еще в самом начале передачи позвонил, сказал: "Я в Жуковском нахожусь, видел катастрофу, произошла она над аэродромом Жуковский, отсюда сразу всех быстро вывели, никто ничего не видел". А от нас до Жуковского - километров двадцать будет. То есть, из Жуковского вообще невозможно ничего увидеть.

- Какие повреждения получили дачные участки? СМИ сообщили, что пострадали три дома.
Были дома не сгоревшие, но изрешеченные осколками, без окон, с вынесенными дверями. В стенах дыры от осколков

- Там не три дома. На территории как минимум восьми участков горели постройки: сараи, дома. У кого-то деревья горели, деревянные заборы горели, металлические заборы просто в мясо разорванные были, как шрапнелью все изрешеченные от взрывной волны. Были дома не сгоревшие, но изрешеченные осколками, без окон, с вынесенными дверями. В стенах дыры от осколков. Не сказать, что дом разрушен полностью, но восстановить деревянный дом после таких повреждений тоже проблематично. Потому что, если он из бревна сложен, а у него 2-3 бревна в середине стены выбито, продырявлено, как сыр, я думаю, такой дом уже не восстановить.

- Пообещал ли кто-то возместить ущерб? Если нет - что собираетесь делать?

- У нас два товарищества: одно "Рубеж", из которого, собственно, наша семья, а второе - "Сосны", куда упал самолет. Они граничат заборами. И вот я разговаривал буквально два часа назад с товарищем из "Сосен". Он говорит, слухи по товариществу ходят, что тем, у кого ущерб - только обломки, осколки и так далее, сказали: собирайте своими силами, убирайте осколки и обломки от самолета, сдавайте в органы. В народе, естественно, юристы тоже есть, начали говорить, что ничего отдавать не будут, потому что потом не докажешь, что у тебя были повреждения именно от самолета. Скажут потом - может, ураган тут проходил...

- Авиасалон МАКС постоянно проводится в Жуковском над дачными участками?

- Авиасалон проходит раз в два года. Раньше непосредственно над участками они не летали. Они разворачивались поодиночке. В этот раз они шли, получается, парой. Обычно расстояние между самолетами 50-100 метров. Они над участками только разворачивались.

- А фигуры выполняли где-то рядом?

- Да, рядом поля совхозные. Поля большие, фигуры они отрабатывали над ними, никогда над домами не крутились. И другие учебные полеты регулярно проходят в течение года - все-таки военный аэродром. Но они проходят на большой высоте, и самолеты уходят куда-то дальше в область. Нам слышны хлопки, когда самолеты набирают скорость. Но так, чтобы перед МАКСом они прямо над домами рядом друг с другом шли, такого никогда раньше не было.

- Никто не собирается переносить аэродром. МАКС не отменят. Вы будете продолжать свой дачный участок возделывать?

- Конечно!

- А безопасность?

- У меня семья военных. С родителями я поездил в детстве. И не такое видели, так скажем. Участки 15 лет назад здесь дали военным, - сказал Михаил Воистинов.

В пресс-службе авиасалона МАКС-2009 корреспонденту РС заявили, что не знают, кто будет возмещать ущерб дачникам и кто вообще должен этим заниматься. "Я понятия не имею, я отвечаю только за аккредитацию журналистов", - сообщила сотрудница пресс-службы, отказавшаяся представиться. В приемной генерального директора не снимали трубку.

В администрации Раменского района, к которому относится деревня Белозериха, где произошло крушение самолетов, корреспонденту РС сказали, что ни главы администрации, ни его заместителя нет на месте. Секретарь предположила, что оба выехали на место происшествия: "Может быть, они как раз там". Пресс-служба администрации Раменского района тоже не отвечала на звонки. Возможно, ее сотрудники также находились "там".
XS
SM
MD
LG