Ссылки для упрощенного доступа

Начался демонтаж павильонов на Черкизовском рынке в Москве


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгения Назарец.

Лейла Гиниатулина: 18 августа начался демонтаж павильонов на Черкизовском рынке в Москве. По планам столичных властей крупнейшее торговое предприятие России окончательно прекратит свое существование уже в следующем году. На его месте появятся объекты транспортной, спортивной и жилой инфраструктуры и, возможно, даже Дворец бракосочетания. Если власти Москвы подают снос Черкизовского рынка как праздник, то бывшие арендаторы несут многомиллионные убытки, а прежние работники рынка остались с непроданным товаром и нерешенными проблемами.

Евгения Назарец: В то время, когда краны и другая техника вошли на территорию Черкизовского рынка и начали демонтировать первые павильоны и контейнеры, неподалеку от места события заместитель префекта восточного округа Москвы Ирэна Сезонова комментировала действо для прессы.

Ирэна Сезонова: На сегодняшний день вывезено порядка 49 тысяч тонн товара. Было задействовано 30 тысяч машин. То есть режим вывоза товаров идет круглосуточно.

Евгения Назарец: Черкизовский рынок называют крупнейшим торговым предприятием России с миллиардными оборотами. А некоторые эксперты утверждают, что так называемый "Черкизон" - это вообще крупнейшая барахолка в мире. Справедливости ради - не только барахолка. Более, чем на 70-ти гектарах торговали одеждой, продуктами, бытовой техникой и многим другим. 18 августа начался снос той части рынка, которая называлась "Вернисаж". Представитель компании-владельца Александр Ушаков в общении с прессой не выказывал сожаления.

Александр Ушаков: Мы планируем 20 контейнеров в день разбирать и вывозить. Мы планируем эту работу завершить, скажем, в 2010 году.

Евгения Назарец: Снос Черкизовского рынка будет проходить за счет самих арендаторов. Об аргументах, которые сделали бизнесменов столь покладистыми и сознательными, - ничего не известно.

Александр Ушаков: Сегодня мы начинаем снос этого рынка. В течение месяца, так сказать, мы вели подготовительные работы, нами подготовлен технический отчет, так сказать, по этому сносу. Потребуются значительные средства. Конечно, где мы их будем брать - еще мы не совсем до конца знаем, но будем развивать какие-то новые виды, так сказать, коммерческой деятельности.

Евгения Назарец: Определенной бизнес-стратегии на будущее в объяснениях бывших арендаторов пока не усматривается. Но столичные власти охотно делятся своими планами на освобождающуюся территорию. На месте Черкизовского пройдет отрезок четвертого транспортного кольца, будут построены общежития, спортивные сооружения, зоны отдыха, даже, возможно, дворец бракосочетания - и никакой торговли - поклялся еще месяц назад в эфире Би-Би-Си мэр Москвы Юрий Лужков. О реакции москвичей на это говорила заместитель префекта восточного округа Москвы Ирэна Сезонова.

Ирэна Сезонова: Уже сейчас поступают благодарственные письма и отзывы и в адрес мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова от жителей, и префект Восточного округа Евтихиев Николай Николаевич получает уже письма с благодарностью от жителей. Потому что проживание рядом жителей с таким мегаполисом, как Черкизовский рынок, было практически невозможно. Поэтому огорчения это не вызывает.

Евгения Назарец: Если верить столичным властям, москвичи от уничтожения Черкизовского рынка уже почти счастливы. Чего нельзя сказать о десятках тысяч его бывших работников. В большинстве это были мигранты из Китая и Ветнама, но много торговцев и ассистентов приехали также из стран ближнего зарубежья, торговали там и россияне. Федерация мигрантов в России поначалу делала попытки договориться со столичными властями о сотрудничестве в решении проблем уволенных работников Черкизовского рынка. Что из этого получилось - рассказывает президент Федерации мигрантов Маджумдер Мухаммад Амин.

Маджумдер Мухаммад Амин: Власти Москвы до сотрудничества, к которому они с нами пришли, к какой-то встрече, - это выдача товара людям, урегулирование этого вопроса. Что касается предоставить рабочие места и предоставить места для бизнеса - никаких не было предоставлено новых торговых точек и мест. Насчет депортации нелегальных мигрантов, Федеральная миграционная служба их до сих пор задерживает и планирует, по нашей информации, депортировать, - по нашей информации, это 700 человек. Вчера прошла в прессе некоторая информация, МВД заявлял о росте преступлений где-то на 20-30 процентов, чем в прошлом месяцев, среди мигрантов. Мы об этом заранее предупреждали: когда сотни тысяч выброшены на улицу, каких-то занятий для них нет, средств выживания у них нет, только есть один путь - совершать преступления. Но власти не продумали. Я думаю, это грубейшая ошибка и грубейшее нарушение прав человека, как международных, так и законов Российской Федерации.

Евгения Назарец: Первоначально московские власти собирались закрыть Черкизовский рынок к концу 2009 года, но после жесткой критики премьер-министра Путина за торговлю контрабандой, предписаний Роспотребнадзора и нескольких рейдов федеральной миграционной службы работа Черкизовского рынка была свернута на полгода раньше. Приезжие торговцы сетуют, что просто не успели распродать товар - на это обратил внимание и президент федерации мигрантов Маджумдер Мухаммад Амин.

Маджумдер Мухаммад Амин: Из России уехал только один процент. Остальные все иностранцы, которые здесь работали и жили, они до сих пор остаются здесь же, и никто не покидал территорию России. Проблема, потому что люди, которые бизнесом занимались, их товар здесь находится, их бизнес находится здесь, поэтому люди - захотел взял и уехал, так просто невозможно. Людям или закрывать надо собственный бизнес, после этого люди могут уехать. А так власть захотела уничтожить торговые точки, бизнес и люди уедут, - я думаю, это ошибочный шаг.

Евгения Назарец: Сейчас продолжается вывоз товара. По вашим сведениям, всем ли работникам удалось организовать вывоз товара и есть ли вот эти самые злоупотребления, о которых говорили ранее, что взятку нужно заплатить?

Маджумдер Мухаммад Амин: До 30 процентов товара остаются на рынке. Но нам как власти заявляли, до 30-го числа они планируют весь товар выдать собственникам. Что касается сбора, который собирала от бизнесменов администрация, он продолжается до сих пор. Без денег не дают никакой товар. Надо платить за каждый контейнер, за каждую "Газель", которые товар забирают.

Евгения Назарец: Представители Федерации мигрантов могут как-то контролировать процесс вывоза товара, сноса павильонов? То есть, присутствует ли там сейчас кто-то от Федерации мигрантов?

Маджумдер Мухаммад Амин: Нет. Мы обращались, но мы не были допущены к этому. Администрация рынка не хотела, чтобы наши представители там находились.

Евгения Назарец: Президент федерации мигрантов Маджумдер Мухаммад Амин говорит, что убедился: в России решение суда значит не так уж много. Ведь суд постановил лишь приостановить работу Черкизовского рынка. Еще была надежда на то, что его закрытие будет постепенным, и бизнесмены успеют корректно свернуть свои дела. Когда на территорию "Черкизона" по команде столичных властей зашли краны и бульдозеры - надежды уже не осталось.
XS
SM
MD
LG