Ссылки для упрощенного доступа

ГКЧП и августовская рефлексия на "Лебединое озеро"


Танки на улицах Москвы 19 августа 1991 года удивили горожан и гостей столицы
Танки на улицах Москвы 19 августа 1991 года удивили горожан и гостей столицы
19 августа исполнилось 18 лет с начала августовского путча ГКЧП. Тогда президент СССР Михаил Горбачев был блокирован на правительственной даче "Заря", расположенной в Балаклавском районе Севастополя.

Ближайшие соратники по КПСС объявили президента больным и создали Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП. В него вошли: первый заместитель председателя Совета Обороны СССР Олег Бакланов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков, министр обороны СССР Дмитрий Язов, и.о.президента СССР Геннадий Янаев.

Первым своим постановлением Комитет приостановил деятельность политических партий и общественных организаций, запретил проведение митингов и уличных шествий. Постановление номер 2 запрещало выпуск всех газет, кроме следующих: "Труд", "Рабочая трибуна", "Известия", "Правда", "Красная звезда", "Советская Россия", "Московская правда", "Ленинское знамя", "Сельская жизнь".

Сопротивление путчистам возглавили президент РСФСР Борис Ельцин и руководство России. В знак протеста московские журналисты создали "Общую газету", которую возглавил главред "Московских новостей" Егор Яковлев. Страна с утра бесконечно смотрела и слушала "Лебединое озеро", к вечеру 19 августа увидела в телевизоре дрожащие руки Янаева и Ельцина на танке в окружении тысяч москвичей.

Владимир Кара-Мурза: 19 августа исполнилось 18 лет с начала драматических событий 1991 года. Уже известно, что в Москве и Санкт-Петербурге демократам запретили праздновать день победы над ГКЧП. В столице представители «Солидарности» подали заявку на проведение шествия от Белого дома до Лубянки, а в Питере Объединенный гражданский фронт планировал собрать митинг на Исаакиевской площади. Власти ответили отказом в обоих случаях, предложив перенести митинг на окраины города. Роль Верховного совета России в победе над ГКЧП мы анализируем с бывшим спикером парламента Русланом Хасбулатовым. Ощущаете ли вы нежелание нынешних властей вспоминать события 91 года?

Руслан Хасбулатов: Это очевидно, потому что фактически ни телевидение, ни разные каналы многочисленные радио не желают затрагивать эту тему. Чем это объяснить, честно говоря, я в недоумении.

Владимир Кара-Мурза: У нас премьер представитель команды Собчака, как тогда действовала эта команда в эти дни?

Руслан Хасбулатов: Я не знаю, как Владимир Владимирович действовал, но Собчак действовал решительно. Я взял некоторые отрывки из своего архива. Как только я выходил от Ельцина, после принятия документа, я встретился с подъехавшим Собчаком, он меня спросил, задал вопрос: «Что мне делать, Руслан Имранович?». Я ответил: «Немедленно возвращайтесь в Ленинград. Я наделяю вас полномочиями подчинить войска округу МВД и КГБ. Возьмите наш первый документ по организации борьбы с ГКЧП «Обращение к народу». Не задерживайтесь. В Москву не возвращайтесь». Он действовал решительно, очень часто созванивался со мной, консультировался. Я думаю, что его роль была в Ленинграде, до переименования Верховным Советом в Санкт-Петербург, очень динамичной, энергичной, он четко выполнял команды, исходящие от Верховного Совета России.

Владимир Кара-Мурза: Олег Попцов, бывший народный депутат РСФСР, бывший руководитель ВГТРК, смотрел на вещи глазами летописца.
Я думаю, что настоящей трагедией был 93 год. А здесь было непонимание, облегченно назвать это фарсом нельзя. Был страх путчистов перед путчем

Олег Попцов: У ГКЧП серьезных шансов не было, они были скорее растеряны, чем мобилизованы. Я думаю, что настоящей трагедией был 93 год. А здесь было непонимание, облегченно назвать это фарсом нельзя. Был страх путчистов перед путчем, они не знали последствий, они боялись этих последствий. И конечно, страх был, чего там говорить, тех, кто был в Белом доме. Никто не мог себе представить, как надо было себя вести, если бы начался штурм «Альфы». Но я хожу в этой толпе, там кто-то стаскивает камни в одно место, стоит мужик, отставной полковник: «Это что такое?». Они говорят: «А это мы строим баррикады». Он говорит: «Разве так строятся баррикады? За мной. Две бетонные глыбы давайте, это перетаскивайте сюда». Это была сцена уникальная.

Владимир Кара-Мурза: Как удалось добиться единения парламента российского и москвичей?

Руслан Хасбулатов: Это, во-первых, то, что говорит уважаемый Олег Максимович Попцов, действительно взгляд публициста.
Я помню, как я встретился ночью в переходе с генералом Лебедем, который сказал: «Мы вас разгромим за пять минут»
Ситуация была очень серьезная и более, чем серьезная, не стоит ее упрощать. Так что угроза расправы была реальная. И если бы отдан приказ войскам со стороны высшего руководства, конечно, они бы применили оружие и действительно разгромили бы в два счета. Я помню, как я встретился ночью в переходе с генералом Лебедем, который сказал: «Мы вас разгромим за пять минут». Это такой эпизод, если мы коснемся его, я более подробно расскажу. А что касается единения, вы знаете, во-первых, горбачевская демократическая революция вызвала огромное ожидание таких позитивных перемен в обществе, люди действительно почувствовали себя очень свободными. Если не было в экономической сфере успехов, наоборот создались трудности, то в политической сфере, в сфере развития демократии успехи были налицо. И конечно, когда мы обратились к народу с требованием соблюдать закон, с требованием вернуть арестованного президента Горбачева на свое место, то все, конечно, сразу же включились в эту борьбу, откликнулись на призыв. Поэтому действительно, вы правильно сказали, было единение. А единение было достигнуто прежде всего нашим первым документом - это «Обращение к народу», которое было подписано высшим руководством Российской Федерации.

Владимир Кара-Мурза: Бывший мэр Москвы Гавриил Попов был уверен в поражении ГКЧП.

Гавриил Попов: Гэкачеписты не могли победить по той причине, что это были те самые люди, которые руководили страной, имели в руках всю власть перед этим, но не имели программы. А раз не имели программы выхода, от того, что они перегруппировались, отодвинули Горбачева, то это значения большого не имело. Это были люди, которые не могли руководить страной. Главное состояло в том, что демократы использовали факт выступления гэкачепистов для того, чтобы разгромить коммунистическую власть и коммунистическую систему, приостановить работу КПСС, таким образом лишить Горбачева той опоры, которая у него была, после чего вариантов практически не осталось, надо было уходить. То есть основная заслуга демократов была в том, что они использовали выступление ГКЧП для нанесения удара по всем консерваторам сразу.



Полная стенограмма программы "Грани времени" с Владимиром Кара-Мурзой появится на сайте в ближайшие часы.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG