Ссылки для упрощенного доступа

Forbes: Ангела Меркель - самая влиятельная женщина мира


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.

Андрей Шароградский: Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель уже в четвертый раз заняла первое место в списке самых влиятельных женщин мира, который каждый год составляет известный американский журнал Forbes.
На этот раз издание хвалит Меркель за налаживание деловых отношений с Россией, продвижение газового проекта "Северный поток", а также поддержку России в конкуренции за покупку доли концерна Opel.

Юрий Векслер: Родившаяся 55 в лет назад в Гамбурге и выросшая в ГДР дочь пастора Ангела Меркель получила образование, как физик, и занималась в ГДР научной деятельностью. После начала процессов, приведших к объединению Германии, она пришла в политику. В 1990 году он впервые вошла в правительство канцлера Коля. В 2000 году Меркель возглавила консервативную партию ХДС, а в 2005 году стала канцлером. Для нее характерно, как пишут в Германии, трезвое стратегическое мышление физика, умение избавляться от конкурентов и талант и изобретательность при ведении переговоров.
Тем не менее есть немало политиков и политологов, критикующих прямо или косвенно деятельность Меркель на посту главы правительства. В меньшей степени это относится к проявившемуся, особенно в последнее время, желанию улучшений деловых отношений с Россией и привлечения русского капитала в Германию, что особенно ярко проявилось во время последнего визита Меркель в Сочи, где она встречалась с президентом России Дмитрием Медведевым. Именно это и было поставлено ей в заслугу в обоснование уже четвертый год удерживаемого Ангелой Меркель первого места в списке самых влиятельных и могущественных женщин мира по версии журнала Forbes.
Хотя некоторые комментаторы бросают Ангеле Меркель упреки, которые раньше были сделаны в адрес ее предшественника на посту канцлера Герхарда Шредера, у немецких промышленников эта тенденция никаких особых озабоченностей не вызывает. На прямой вопрос в связи с возможными крупными инвестициями русского капитала в Германию, действительно ли деньги не пахнут, управляющий делами Торгово-промышленной палаты ФРГ Мартин Ванслебен ответил...

Мартин Ванслебен: У нас на территории Германии для предприятий, независимо от того, являются ли их владельцы иностранцами или немцами, существует ясные законы. С этой точки зрения деньги не пахнут. Что касается русских денег, то надо учесть следующее: самые успешные немецкие предприятия особенно успешны потому, что имеют представительства за границей. А теперь представьте, что мы запретили бы иностранцам покупать немецкие предприятия и инвестировать в Германии. Это очень сузило бы границы для бизнеса и для немецкой активности за границей. А в самой Германии ощущалась бы нехватка капитала, так как не у всех бизнесменов хватает возможностей инвестировать, как за границей, так и у себя в стране. Поэтому все, что сейчас происходит, это знак или часть глобализации, которая для нас, несомненно, проходит успешно. Для русских инвесторов Германия замечательное место. А вот о чем мы должны беспокоиться, это о том, чтобы существующие для сферы бизнеса законы действовали. Но с этим, слава богу, все в порядке. Мы живем в правовом государстве.

Юрий Векслер: На вопрос, считает ли он легитимным, что канцлер Германии в России прямо и открыто говорит, что русские инвестиции стали для Германии приоритетом, что Германия хочет русские деньги, Мартин Ванслебен ответил...

Мартин Ванслебен: Я считаю это правильным, что Ангела Меркель делает это открыто. Но я считаю неверным, что канцлер Ангела Меркель в примере со спасением Opel выступает в роли продавца предприятия. Это совсем не ее роль. Она делает это, конечно, из-за беспокойства, что в другом случае это не будет функционировать, для того, чтобы упростить процесс. При этом она учитывает, конечно, и возможное завоевание очков у избирателей. Но я тем не менее считаю это неверным. Здесь государство, правительство нарушают определенные границы. С моей точки зрения, госпожа Меркель должна (и это очень важно!) беспокоиться о Германии в целом. Не о конкретных немецких предприятиях. И соблюдать при этом одну очень важную позицию - в сложной борьбе за спасение кризисных предприятий мы должны быть наступающей стороной, и госпожа Меркель не должна продавать немецкие предприятия.

Юрий Векслер: В области внешней политики одной из критикуемых позиций деятельности правительства является присутствие контингента Бундесвера в Афганистане. Здесь в адрес Мерель существует критика как справа, так и слева. Бывший министр обороны, социал-демократ Петер Штрук заявил недавно...

Петер Штрук: Я считаю, что у канцлера Ангелы Меркель здесь есть упущение. Если мы говорим в Германии "мы посылаем ваших детей, ваших мужей в Афганистан", то нужно первым делом добавить, что они могут там погибнуть. Второе, им нужно сказать, что их мужчины могут попасть в положение, при котором они будут вынуждены убивать других людей. И третье, нужно также сказать, что это никакая не прогулка, а действительно серьезное, опасное дело. Но немцы вообще не любят вести разговоры на эти темы. Большинство немцев с удовольствием бы проголосовали за то, чтобы не участвовать ни в чем подобном, не участвовать в решении проблем мира. По-человечески это понятно, но, к сожалению, это невозможно. И Германия имеет особую роль в мире уже потому, что у нас хорошая армия. И мне не достает того, чтобы госпожа Меркель сказал гражданам абсолютно ясно: присутствие в Афганистане - это важное для всех нас дело, и там наших мужчин подстерегают такие-то и такие-то конкретные опасности.

Юрий Векслер: На сегодняшний день в преддверии предстоящих 27 сентября новых выборов в Бундестаг, несмотря на многочисленные критические выступления в ее адрес, Ангела Меркель и ее партия значительно опережают по популярности конкурентов.
XS
SM
MD
LG