Ссылки для упрощенного доступа

Выборы президента Афганистана состоялись, несмотря на угрозы талибов


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина.

Дмитрий Волчек: Сегодня граждане Афганистана избирали президента страны. Со мной в студии наш обозреватель Ирина Лагунина.
В выборах участвуют более 30 кандидатов. Давайте расскажем нашим слушателям о главных претендентах на этот пост.

Ирина Лагунина: Конечно, обо всех рассказать практически невозможно. Но в принципе четыре главных кандидата: это нынешний президент Хамид Карзай, его основной соперник - Абдулла Абдулла, это бывший министр иностранных дел в правительстве Карзая, бывший министр финансов Ашраф Гани и бывший министр планирования страны Рамзан Башардост. У троих - Карзая, Гани и Башардоста - западное образование, в основном американское.
Абдулла Абдулла (это такой герой Афганистана) закончил Кабульский университет, после этого примкнул к Ахмаду Шаху Масуду, главе Северного альянса Афганистана, таджику, хотя сам Абдулла Абдулла пуштун, потом уехал в Пакистан, потом вернулся. Поскольку он по образованию врач, он стал личным врачом Ахмада Шаха Масуда и сейчас у него огромная поддержка среди таджиков и среди тех национальных меньшинств, которые поддерживали Северный альянс в свое время в борьбе против талибов, как вы помните, и именно в той борьбе и погиб Ахмад Шах Масуд сам. Так что Абдулла Абдулла является как бы его преемником для этой стороны.
Бывший министр финансов Ашраф Гани - это такой технократ. Он работал в международных организациях, он был советником ООН. При его участии разрабатывался план в свое время Боннской конференции, которая определила нынешние структуры власти Афганистана после свержения талибов. И у него не очень большие шансы пройти во второй тур, как считается. Последний, очень примечательный кандидат на пост президента - это Рамзан Башардост. Его называют "афганским Ганди". Он получил образование во Франции, долго там жил. По профессии юрист. Но приехал в Афганистан после свержения талибов и возглавил кампанию борьбы против коррупции. Был очень недоволен правительством Карзая, ушел в парламент, куда его легко избрали благодаря его такой популистской кампании против коррупции. И сейчас он поставил палатку напротив парламента, палатка, в которой он живет, стала его предвыборным штабом. Он разъезжает на старой, дряхленькой "сузуки" по Афганистану, ездит по всем провинциям, ничего не боится и таким образом завоевал себе достаточно широкую популярность у афганцев.

Дмитрий Волчек: Прямо не "афганский Ганди", а "афганский Лукашенко". Ирина, движение "Талибан" выступает против выборов. Распространялись листовки, в которых всем, кто пойдет голосовать, угрожали отрубить голову. В Кабул были посланы террористы-смертники. В общем, вооруженное подполье использовало этот день для того, чтобы продемонстрировать свою мощь. Насколько ему это удалось?

Ирина Лагунина: По тому, что происходит на вечер дня выборов, немного им удалось, прежде всего потому что, с одной стороны, там, где было уж особенно опасно проводить выборы, выборы и не проводились. С другой стороны, там, где можно было обеспечить людям хоть какую-то безопасность, были стянуты дополнительные силы к этим избирательным участкам. С третьей стороны, не такая высокая явка избирателей оказалась на этих выборах. Ну и конечно, талибам удалось что-то сделать, удалось, там, запустить несколько ракет, кому-то угрожать, но не более того. И любопытны были несколько опросов, проведенных в день выборов, не только в Кабуле, кстати, но и в провинции, где люди говорят: ну что же, ну угрожали, вы знаете, мы 30 лет уже живем в состоянии войны, это постоянный страх, что же, все мы не в безопасности…

Дмитрий Волчек: Ну, не такая высокая явка как раз и объясняется, наверное, тем, что люди боятся идти голосовать, потому что боятся талибов.

Ирина Лагунина: Вы правы, но частично. Я думаю, что невысокая явка - это результат того, что люди в принципе разочаровались в нынешней структуре управления Афганистаном. Дело в том, что самым популярным кандидатом объективно является Хамид Карзай. Но он выбрал себе в напарники бывшего полевого командира Фахима, который замешан в чудовищных преступлениях против прав человека в Афганистане. Вот это участие военных князей в правительственных структурах отвращает людей, как в свое время оно отвратило их от правительства афганского в 1995 - начале 1996 года, когда к власти из-за этого как раз пришли талибы, которые говорили о том, что, вот, мы не допустим такого беззакония, как допускало правительство моджахедов. Так что вот это больше отвращает людей от нынешних структур власти, чем даже угроза "Талибана".

Дмитрий Волчек: Поступают сообщения о различных нарушениях в ходе голосования. Что это за нарушения и насколько они серьезны?

Ирина Лагунина: Изначально все международные организации заявили, что, конечно, невозможно будет назвать эти выборы честными, невозможно будет назвать их объективными, потому что, мы уже знаем, не первый раз проводятся выборы, когда население часто не в состоянии поставить свою подпись на бюллетене, поэтому ставится отпечаток пальца. Чернила остаются на пальце - второй раз проголосовать вы не можете. Но уже есть средства, которые смывают эти чернила и слепок с пальца снимается. В общем, огромное количество возможностей подтасовать это. Продаются фальшивые бюллетени, уже замечены, в том числе на рынках, на базарах афганских. С другой стороны, результаты окончательные будет ведь только 3 сентября, как прогнозируется сейчас, и будут включены, конечно, механизмы дополнительные проверок и качественности бюллетеней, поддельные они или не поддельные. С другой стороны, повторяю, что изначально все предполагали, что выборы эти не будут соответствовать международным стандартам честного и беспристрастного голосования. Так что единственное, с чем выступали международные организации, в том числе правозащитные организации, это с пожеланием того, чтобы эти выборы были признаны самим народом, чтобы афганцы получили в результате них правительство, которое бы они считали более легитимным. И вот в этом смысл сегодняшнего голосования.
XS
SM
MD
LG