Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Сергей Гогин и Георгий Кобаладзе.
Андрей Шароградский: Власти Грузии заявляют, что военная операция в Кодорском ущелье против бывшего уполномоченного президента в этом регионе Эмзара Квициани и его вооруженных сторонников завершается. Операция началась в прошлый вторник после того, как ополченцы Квициани не выполнили ультиматум Тбилиси - разоружиться.
Сергей Гогин: Наступление войск было приостановлено в среду вечером из-за сильного тумана и возобновилось в четверг утром. Как заявил глава Комитета парламента Грузии по обороне Гиви Таргамадзе, в четверг войска планировали взять под контроль все села в Кодорском ущелье. И судя по информации грузинских властей, этот график выдерживается. Как сказал Таргамадзе, подразделения МВД Грузии контролируют подавляющее большинство населенных пунктов верхней части Кодорского ущелья, в том числе и село Чхалта - родное село Эмзара Квициани. Мятежники были блокированы в соляных пещерах у села Верхняя Ажара. По данным агентства "Интерфакс", более 90 сторонников Квициани были захвачены или сдались властям добровольно. Правоохранительные органы Грузии называют другую цифру - взято более 130 мятежников. С последней информацией из Грузии корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.
Георгий Кобаладзе: Руководитель администрации президента Грузии Георгий Арвеладзе на специальном брифинге для журналистов подвел итог первой фазы антикриминальной операции.
Георгий Арвеладзе: Антикриминальная операция проходит с очень большим успехом, в соответствии с планом. Заняты все их укрепленные пункты. Местное население очень тепло принимает правохранителей и воспринимает их как освободителей.
Георгий Кобаладзе: Председатель парламентского Комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе заявил журналистам, что при обыске в селах, уже освобожденных от сторонников Квициани, обнаружено большое количество оружия.
Гиви Таргамадзе: Села Нижняя Ажара и Чхалта освобождены в результате десантирования. В ходе обыска обнаружено большое количество оружия, в том числе переносные зенитные комплексы "Игла" и "Стрела". Это оружие предназначено для уничтожения летательных аппаратов и было передано Квициани российскими военными.
Георгий Кобаладзе: Министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, находящийся в Кодорском ущелье, заявил, что все села ущелья уже полностью контролируются правительственными войсками.
Ираклий Окруашвили: Уже, можно сказать, основная часть спецоперации завершена. Все села нами контролируются. Продолжается изъятие оружия. Бандиты открыли массированный огонь, и после ответного огня, к сожалению, погибла 50-летняя женщина Русико Гурусиани.
Георгий Кобаладзе: Министр обороны сообщил, что Эмзар Квициани вместе с остатками своего отряда скрылся в лесу, и вторая фаза операции предусматривает его задержание. Тем временем заместитель министра внутренних дел Амиран Месхели сообщил журналистам, что МВД объявляет о вознаграждении за информацию о Квициани - 100 тысяч лари (это примерно 57 тысяч долларов).
Сергей Гогин: Как сообщила грузинская телекомпания "Рустави-2", группа мятежников во главе с Квициани покинула пещеры в горах вблизи села Ажара и направилась к границе с Абхазией.
Информация о том, что в действительности происходило в эти дни в Кодорском ущелье, противоречива. Грузинское радио "Имеди" сообщило, что минувшей ночью сильному обстрелу подверглось село Чхалта. В результате этого обстрела и убита 50-летняя жительница села. Оппозиционная газета "Джорджиан таймс" сообщила, что в ущелье произошли боевые столкновения, в результате которых с обеих сторон погибли семь и ранены 23 человека. Власти Грузии потерь со своей стороны не признают.
В течение дня российские средства массовой информации говорили о том, что в Кодорском ущелье наступило затишье. Начальник Генштаба вооруженных сил непризнанной республики Абхазия генерал-лейтенант Анатолий Зайцев тоже утверждает, что никакой стрельбы за последние два дня в ущелье не было. По словам Зайцева, власти Грузии проводят в Кодорском ущелье плановую паспортную проверку всех жителей. Зайцев уверен, что Квициани и его сторонников на территории Абхазии нет и не будет, потому что граница с Абхазией закрыта.
Анатолий Зайцев: На нашей территории также мы продолжаем нести службу в режиме повышенной боевой готовности. Небольшое количество подразделений резерва приведены в боевую готовность полную, в случае возникновения неожиданных ситуаций.
Сергей Гогин: Генеральная прокуратура Грузии предъявила Эмзару Квициани ряд обвинений, по совокупности которых ему грозит от 15 до 25 лет тюрьмы или даже пожизненное заключение. Говорит заместитель генерального прокурора Грузии Каха Коберидзе.
Каха Коберидзе: Против Квициани возбуждены уголовные дела сразу по нескольким статьям. Во-первых, это создание незаконного вооруженного формирования, хранение огнестрельного оружия в больших количествах, а также Тбилисский городской суд рассмотрит иск Генеральной прокуратуры о возбуждении уголовного дела по статье "Измена родине". Это очень серьезное обвинение в адрес Квициани, и мы объявили его в розыск.
Сергей Гогин: Свою версию того, кому может быть выгоден кризис в Кодорском ущелье, высказывает обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов.
Аркадий Дубнов: Выгодно ли это абхазскому руководству, тем более, российскому руководству? С точки зрения такого политического пиара, конечно, это может быть использовано как Москвой, так и Сухуми, чтобы повторять, чего боятся в Грузии, что это свидетельствует о невозможности Тбилиси контролировать ситуацию. А во-вторых, с точки зрения того, что любые такого рода провокации в ответ, вооруженные действия в ответ на этот мятеж могут привести к эскалации военного напряжения в регионе.
Сергей Гогин: Президент Абхазии Сергей Багапш возложил ответственность за ситуацию в Кодорском ущелье на официальный Тбилиси. По его словам, грузинское руководство все чаще прибегает к агрессивным методам, прежде всего для того чтобы дискредитировать российские миротворческие силы и вытеснить их из Абхазии и Южной Осетии.
Министр обороны России Сергей Иванов так прокомментировал нынешнее положение российских миротворцев на грузинско-абхазской границе.
Сергей Иванов: Два наших поста миротворцев - 106 и 107 - фактически оказались между молотом и наковальней. Они в любом случае будут четко выполнять тот мандат, который был подписан всеми противоборствующими или конфликтующими сторонами.
Сергей Гогин: Ранее сообщалось об инциденте, когда российские миротворцы на несколько часов задержали колонну вооруженных сил Грузии, которая направлялась в район Кодорского ущелья. Обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов считает, что Тбилиси имеет полное право проводить силовую операции на территории Грузии, если, конечно, признать, что ущелье - часть этой территории. О позиции российской стороны в конфликте обозреватель говорит, что в точности с ней никто не знаком.
Аркадий Дубнов: Во-первых, мы ее не слышим, кроме как в изложении министра иностранных дел или министра обороны России, но это как реакция на возможное обострение вооруженных действий либо как предупреждение о недопущении такого рода действий. Что касается того, что миротворцы пропустили эту колонну, я, честно говоря, могу понять миротворцев в количестве максимум десятка человек, которые не рискнули оказать вооруженное сопротивление проходу колонны в несколько сотен, а то и тысяч, кроме всего, усиленной еще и бронетехникой.
Сергей Гогин: Как только поступило сообщение грузинских властей об успешном завершении спецоперации, заместитель главкома Сухопутных войск России генерал-лейтенант Валерий Евневич заявил, что операция Грузии в Кодорском ущелье может преследовать цель создания плацдарма для последующего нападения на Абхазию. По его словам, эта операция вместо стабилизации обстановки на грузино-абхазской границе создала дополнительную напряженность.