Ссылки для упрощенного доступа

Европейский суд обязал Россию заплатить 35000 евро матери исчезнувшего в Чечне


Только в 2005 году в Чеченской республике бесследно исчезли 127 человек
Только в 2005 году в Чеченской республике бесследно исчезли 127 человек

В четверг Европейский суд по правам человека обязал правительство России выплатить 35 тысяч евро Фатиме Базоркиной, чей сын был задержан, а после бесследно исчез в Чечне в 1999 году. По мнению правозащитников, это решение Европейского суда создало важный прецедент для почти 200 заявителей, направивших в Страсбург аналогичные жалобы.


Тяжбу инициировала мать Хаджи-Мурата Яндиева Фатима Базоркина после того, как в 2000 году она увидела телевизионные кадры, на которых российский военный приказывал убить ее сына. Именно эти кадры, отснятые компанией CNN и показанные в России телеканалом НТВ, стали одним из основных доказательств в пользу заявительницы. На видеозаписи российский офицер ведет допрос раненного Яндиева, одетого в камуфляжную форму. Слов Яндиева почти не слышно, допрос длится недолго, после чего офицер приказывает: «Уведите его к черту! Прикончите его, дерьмо, - вот и весь приказ. Уведите его, черт побери!» Задержанного уводят двое солдат.


Увидев своего сына в программе новостей 2 февраля 2000 года, Фатима Базоркина начала его разыскивать. Она подавала многочисленные жалобы и заявления в прокуратуры различных уровней, в Министерство внутренних дел и Министерство юстиции, представителю президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека на территории Чеченской республики. Она лично посетила места содержания под стражей и тюрьмы в Чечне, а также в Северной Осетии, в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Ингушетии, но сына так и не нашла. Наконец, в 2001 году Базоркина подала жалобу в Европейский суд.


«Суд установил, что вот такое бесследное исчезновение после задержания - это есть нарушение права на жизнь. Потому что суд сказал, что он не сомневается в том, что Яндиев был убит после своего задержания. Что касается бесчеловечного обращения по отношению к матери Яндиева, она узнала о том, что ее сын был задержан, из видеорепортажа, из видеозаписи, которая была показана по НТВ. Представьте ее страдания, когда она узнает, что генерал российской армии прямо в эфире отдает приказ о расстреле ее сына. Потом были поиски, были попытки добиться справедливости, но власти на жалобы не реагировали. И суд сказал, что такая позиция властей, такое безразличие - это бесчеловечное обращение. Дальше, Яндиев был задержан незаконно, потому что не было ни протокола о задержании, не было ни одной записи о том, что он был задержан федеральными силами. И, наконец, последнее - это статья 13-я конвенции, в которой говорится, что у каждого заявителя должны быть эффективные средства защиты в своей стране. В данном случае таких средств не было. Вот, собственно, эти нарушения суд и установил», - говорит юрист организации «Правовая инициатива по России» Андрей Николаев. Он представлял интересы Фатимы Базоркиной в Европейском суде.


Позиция, которую заняла Россия выступая ответчиком по жалобе Базоркиной, выглядела несколько странно: «Самое главное - это то, что государство не отрицало тот факт, что Яндиев был задержан в ходе спецоперации в этом селении. Но государство сказало, что Яндиев, будучи задержанным, исчез неизвестно куда после задержания. То есть государство подтвердило, что он был в их руках, под их контролем, но чтобы потом, куда его увели двое военных с автоматами - государство сказало: а мы не знаем куда, он исчез. Вот в этом была их позиция», - говорит юрист.


Доводы представителя России не убедили страсбургских судей. Своим решением они обязали Российскую Федерацию выплатить Фатиме Базоркиной компенсацию морального вреда в 35 тысяч евро, а также погасить расходы на рассмотрение дела - чуть менее 12,5 тысячи евро.


По мнению правозащитников, насильственные исчезновения - одна из самых острых проблем Чечни. А прецедент, созданный Европейским судом по правам человека, может положить начало решению этой проблемы: «Сегодня в Страсбурге уже находятся многие десятки жалоб по поводу исчезновения людей. И я очень надеюсь, что суд не остановится на этом решении. Я очень надеюсь, что будут и другие решения, и я также думаю, что, возможно, государство все-таки обратится к этой проблеме и как-то будет менять собственную политику в Чечне в том, что касается этих вот незаконных бесследных исчезновений», - говорит Андрей Николаев.


По данным правозащитного центра «Мемориал», только в 2005 году в Чеченской республике бесследно исчезли 127 человек. Правозащитники указывают, что в большинстве подобных случаев имеются явные признаки участия в этих исчезновениях представителей федеральных и местных сил безопасности.


XS
SM
MD
LG