Ссылки для упрощенного доступа

Иск дочери Александра Галича к сайту "Рутения"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.

Андрей Шароградский: Российское авторское общество, представляющее интересы наследницы Александра Галича - Алены Архангельской, оценило сумму ущерба, причиненного публикацией текстов поэта на сайте Ruthenia.ru, в 1 360 000 рублей. Подробности конфликта в материале Тамары Ляленковой.

Тамара Ляленкова: К дочери Александра Галича, Алене Архангельской, с просьбой отозвать иск против издательства ОГИ обратились самые авторитетные специалисты по истории русской литературы. "Рутения", интернет-проект "Объединенного гуманитарного издательства", - это международный славистический портал, публикующий специальные статьи и библиографические материалы. Рассказывает генеральный директор издательства ОГИ Дмитрий Ицкович.

Дмитрий Ицкович: Сайт "Рутения" сделан как совместный проект издательства и кафедры русского языка и литературы Государственного университета, как такой образовательный проект, в том числе он предоставлял возможность размещать свои материалы независимым исследовательским проектам в области гуманитарной русской науки. В рамках одного из проектов были опубликованы тексты Александра Галича. По этому поводу подан иск. Понятно, что это все долгая и нескучная история нам предстоит, но есть актуальное имущество авторское. Например, стихи Маршака или Чуковского до сих пор находятся в актуальном обороте. По ним платятся вполне приличные компенсации наследникам авторского права. Есть вещи, за которые надо бы платить в другую сторону. Сайт "Рутения" точно не пиратский сайт, а известный уважаемый портал. Есть срок действия авторского права. Слава богу, он не распространяется на Пушкина, на Достоевского и на Толстого. Если бы он распространялся, мы бы, конечно, оказались в ситуации затрудненного доступа. Мир бы сильно менялся от этого. Мы, вообще, как кур в ощип. Мы благотворители. Мы помогаем развиваться культурному проекту, очень важному, политически очень важному проекту, который находится в Эстонии, который является связью развернутой русской культуры, который пишет новости о том, что делается в Томске, что делается в Нью-Йорке, который развивает самодеятельность общественности в рамках независимых социологических проектов. Давайте его закроем!

Тамара Ляленкова: Алена Архангельская, дочь Александра Галича, видит причину конфликта в другом.

Алена Архангельская: К сожалению, мне приходится сталкиваться с этим все время. То, что касается этого "Открытого гуманитарного общества", дело в том, что конфликт можно было бы уладить до того, как дело РАО (Российское авторское общество) передало в суд. Нужно было обратиться ко мне, со мной заключить договор, передать его в РАО и сделать это все официально. Я возмущена поведением развязной такой грязной клеветой в интернете. Там тексты переданы настолько неточно, настолкьо искорвеканы, часто вообще не соблюдается авторский стиль. Названия, когда я сидали вычитывала тексты, то, что опубликовано в итернете, даны из какой-нибудь средней, незначительной строчки. Очень трудно даже понять, что это такое! Все это несправедливо и неверно. С этим как-то надо заканчивать. Я иногда разрешаю, когда идут сборники песен отца, они идут без гонорарно. Есть же человеческие отношения помимо всего прочего.

Тамара Ляленкова: Однако когда человеческие отношения не складываются, возникают отношения юридические. О перспективах судебного разбирательства, связанного с поэтическим наследием Александра Галича, я попросила рассказать доктора юридических наук Илью Рассолова.

Илья Рассолов: Перспектива у дела небольшая. Прежде всего, потому что суды выносят не совсем, на мой взгляд, адекватные решения. Компенсация будет небольшой. Помимо этого владелец сайта удалил по первому требованию вредную, так скажем, информацию. Ответчик будет ссылаться на то, что это была реклама произведения, а сайт не является средством массовой информации, а скажем динамической страницей в интернете.

Тамара Ляленкова: Есть какая-то разница в применении авторского права к проектам коммерческим и некоммерческим?

Илья Рассолов: По сути дела, закон защищает право автора на произведение в силу его создания. Как только произведение было создано, оно имело закрепление на метиральном носителе и было зарегистрировано, а иногда и нет, авторское право уже в силу создния этого произведения охраняется. Поэтому если это не является каким-либо открытием, имеющим общечеловеческое, скажем так, и публичное значение, даже идея подлежит защите.

Тамара Ляленкова: Как определить это общечеловеческое значение? Если наследник не хочет за какую-то приемлемую, нормальную сумму отдавать произведение для публикации, можно ли его как-то принудить, чтобы он это сделал?

Илья Рассолов: Это самый ключевой вопрос авторского права. Эта защита ограничивается сроком - 70-летним сроком. В США только сейчас ставится вопрос о сокращении срока защиты для научных произведений, для произведений монографических и так далее. Действительно, здесь есть тормоз по пути прогресса.
XS
SM
MD
LG