Ссылки для упрощенного доступа

Последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Андрей Шароградский: Экологи говорят о серьезнейших последствиях аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которая произошла 17 августа и унесла жизни 69 человек. В результате аварии в Енисей попало огромное количество трансформаторного масла, содержащего диоксины, опасные для человека и окружающей среды.

Вероника Боде: На Саяно-Шушенской ГЭС начинаются восстановительные работы. Установлено, что авария имела технологический характер, конкретные причины должно выявить следствие.
Защитники окружающей среды всерьез обеспокоены последствиями аварии. Когда мы обратились за комментарием в энергетическую компанию "РусГидро", в пресс-службе нам дали телефон Валерия Стахеева, замдиректора по научной работе Саяно-Шушенского природного государственного заповедника. Вот его комментарий.

Валерий Стахеев: Экологической катастрофы и серьезных и каких-то заметных изменений в растительном и животном мире и факторов, их определяющих, мы не обнаружили. Масла, конечно, вылилось много, но мы первые два дня были выше плотины, когда сюда приехали, нашли следы только, следы небольшие. Вот сегодня на десяти километровом участке Енисея в районе Шушенского, это где-то 60 километров от плотины Саяно-Шушенской ГЭС самой, я нашел всего лишь 1,5 метра в затоне следы этого масляного пятна, причем зафиксированное абсорбентами различными.

Вероника Боде: А куда же оно ушло, все это масло?

Валерий Стахеев: Оно ушло ниже и по большому счету, как смотреть экологические катастрофы, мы не можем этого определить. Я в принципе очень тщательно за этой обстановкой слежу.

Вероника Боде: Есть информация, что в Енисее гибнет рыба. Какие у вас данные?

Валерий Стахеев: Рыба - это не объект нашего мониторинга, тем более рыба, которая погибла. Это погибла форель в садках на водохранилище Майнской ГЭС. У нее особенности дыхания, и погибла она не столько, я не знаю, насколько от масляного пятна, данных таких у нас сейчас нет, а от очень большого сброса воды. Полтора года назад у нас был такой аварийный сброс воды на Саяно-Шушенской, еще больше в полтора раза, чем в нынешней обстановке, форель тоже вся погибла.

Вероника Боде: Каковы могут быть долгосрочные последствия аварии? Допустим, в тех местах, где вы наблюдаете природу, катастрофы нет, а может быть ниже по течению она будет.

Валерий Стахеев: Там я не был, не знаю, но, судя по той информации, которая у меня есть, заградительные боны, собирающие все эти пятна, поставлены даже ниже. Они стоят на Майнском водохранилище, здесь собирают, вертолеты посыпают веществами специальными эти обнаруженные пятна. Насколько будут последствия, это нужно следить.

Вероника Боде: Что предпринимается для того, чтобы минимизировать последствия аварии?

Валерий Стахеев: В экологическом отношении это в довольно большом объеме идут работы по сбору этого масла. Масла довольно много вышло.

Вероника Боде: Сколько?

Валерий Стахеев: Семь блоков полетело. У меня официальных данных по этому делу нет, но не менее 150 тонн, это надо проверять.

Вероника Боде: Позиция заслуженного эколога России Валерия Стахеева вполне соответствует позиции "РусГидро" и сводится к тому, что последствия аварии не стоит преувеличивать. А вот Алексей Яблоков, доктор биологических наук, советник Российской Академии Наук, руководитель экологической организации "Зеленая Россия" называет последствия аварии экологической катастрофой.

Алексей Яблоков: Дело в том, что трансформаторное масло, то есть масло, которое используется для охлаждения трансформаторов, оно необычное, это не машинное масло, которое сравнительно безвредно разлагается и так далее, и так далее, вроде мазута, нефти и все. Это масло с огромным количеством диоксинов, органических соединений первого класса опасности. Диоксины очень долго сохраняются в природе. Они по цепочкам питания, то есть от водоросли к планктону, от планктона к рыбе, от рыбы к человеку или от птицы к зверю, они будут курсировать, мигрировать, путешествовать по экосистеме без конца, уничтожая все живое или нанося огромный ущерб живому. Диоксины несовместимы с жизнью, это вещества первого класса опасности. Они такие же токсичные, как химическое оружие. Когда они доберутся до человека, то это значит будет рак, будет нарушен иммунитет, будет букет самых разных заболеваний. Когда и где доберутся эти диоксины до человека, непонятно. Сейчас можно говорить только о том, что, с экологической точки зрения, по объему и количеству выброшенных диоксинов произошла экологическая катастрофа. Плотина пока стоит, слава богу, и никаких других больших происшествий, кроме перелива воды, не происходит. Другое дело, если эта плотина будет разрушаться, тогда это колоссальные, конечно, и социальные, и экологические проблемы, связанные с массой воды, которая может пойти вниз.

Вероника Боде: Это был Алексей Яблоков, доктор биологических наук, руководитель экологической организации "Зеленая Россия".
XS
SM
MD
LG