Ссылки для упрощенного доступа

Минюст выпустил инструкцию о процедуре исполнения альтернативных наказаний


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.

Александр Гостев: Сегодня вступает в силу инструкция Министерства юстиции о процедуре исполнения альтернативных наказаний, таких, например, как обязательные и исправительные работы. Эксперты отмечают, что применение этой инструкции поможет существенно сократить количество заключенных в стране.

Вероника Боде: Те, кого, которых суд приговорит к обязательным работам, будут бесплатно выполнять общественно-полезные работы, такие, скажем, как уборка улиц или стрижка деревьев. (Подобные наказания предполагаются более чем по сорока статьям Уголовного Кодекса.) К исправительным работам могут быть приговорены только безработные. В этом случае власти помогут им трудоустроиться, и из заработка осужденного будет вычитаться определенный процент в пользу государства. Еще один вид альтернативного наказания - это ограничение свободы, то есть домашний арест.
Эти нововведения прокомментировал Радио Свобода доктор юридических наук Юрий Скуратов, в прошлом - генеральный прокурор России, ныне - завкафедрой Российского государственного социального университета.

Юрий Скуратов: Я думаю, что введение в систему исполнения наказания новых (собственно, они в законе и раньше были прописаны, просто не применялись) видов наказаний в целом благоприятно скажется на существующей практике исполнения наказаний. Потому что в принципе долгое время вся наша пенитенциарная система сводилась, по сути, к лишению свободы. Конечно же, для государства, во-первых, это очень затратно. Во-вторых, эффект в плане, скажем так, перевоспитания, возвращения их к нормальной жизни после отбытия длительных сроков, очень проблематично было восстановление и адаптация его к нормальной жизни.
Что касается этих новых видов, таких как общественные работы, исправительные работы, содержание под домашним арестом, - это в определенном смысле шаг к гуманизации нашей уголовно-исполнительной системы. Они дают возможность гибко применять наказания с учетом специфики личности осужденного, с учетом его семейной, домашней ситуации и так далее, и процесс его реабилитации затем будет происходить гораздо более эффективно.

Вероника Боде: Говорил профессор Юрий Скуратов, в прошлом - генеральный прокурор России.
А вот что думает по этому поводу Андрей Бабушкин, председатель Комитета "За гражданские права".

Андрей Бабушкин: К сожалению, единой политики применения альтернативных видов наказания у нас в стране не существовало. Вот эта инструкция Минюста имеет очень важное значение, потому что она впервые на концептуальном уровне пытается выстроить такого рода политику. И самая главная, конечно, задача, которую решает инструкция Минюста, она повышает эффективность этих видов наказания, в первую очередь в том, чтобы люди во время получения альтернативных видов наказания не совершили нового вида преступления, воспринимая альтернативное лишению свободы наказание как просто то, что они смогли обмануть государство и смогли вообще наказания избегнуть.
Главным ожидаемым плюсом вновь принятой инструкции станет сокращение численности тюремного населения и более активное применение судами наказаний, не связанных с лишением свободы. Дело все в том, что на сегодняшний день мы видим, что в действующем Уголовном кодексе существуют девять видов наказаний, не связанных с лишением свободы, но суды очень неохотно на это идут. Суды исходят из того, что все, если ты совершил, например, тяжкое преступление, вне зависимости от твоей личности, вне зависимости от твоего прошлого, от той социальной нагрузки, которую будет иметь лишение свободы для твоей семьи и для окружающих, человека очень часто отправляют в места лишения свободы. Вот эта инструкция позволит снизить рецидив, сориентировать суды на применение наказаний, не связанных с лишением свободы.

Вероника Боде: Это был правозащитник Андрей Бабушкин.
Либерализация уголовного законодательства не ограничивается введением альтернативных наказаний. В Минюсте готовится законопроект, в соответствии с которым ряд статей из Уголовного кодекса должны перейти в Административный. Вот комментарий профессора Юрия Скуратова.

Юрий Скуратов: В целом декриминализация, то есть перевод из разряда преступлений в разряд административных проступков, я думаю, что это положительный момент, поскольку дает возможность опять-таки гибко подходить к наказанию осужденных. Но меня, во-первых, будет интересовать, прежде всего, какого рода, состава подлежат такому переводу, декриминализации. Потому что здесь, в условиях, когда провозглашен тезис об усилении борьбы с коррупцией, не хотелось бы, чтобы должностные преступления, ряд других преступлений против правосудия, чтобы они переходили в разряд административных проступков. Второе, является ли это правильной тенденцией, когда в условиях роста преступности мы начинаем проводить такого рода политику? Поэтому мне кажется, что это должен быть очень точечный характер, эти решения должны приниматься. Во-вторых, он, может быть, должен сопровождаться усилением карательной практики по преступлениям коррупционной направленности. Это не дело, когда чиновникам, осужденным за дачу взятки, даю 9 лет условно. Этого не должно быть, иначе мы эту проблему, тяжелейшую для России, проблему борьбы с коррупцией никак не решим.

Вероника Боде: Говорил профессор Юрий Скуратов.
Андрей Бабушкин, председатель Комитета "За гражданские права", - с подробностями о новом законопроекте, подготовленном Министерством юстиции.

Андрей Бабушкин: 20 составов уголовных преступлений станут административными правонарушениями. Такие как нарушение прикосновенности жилища, сбыт и подделка документов, сбыт и подделка государственных наград, оскорбление представителя правоохранительных органов и органов власти, жестокое обращение с животными и так далее. В чем суть этих изменений? Увеличивается размер административных наказаний, которые вводятся вместо данных составов уголовных преступлений. Если на сегодняшний день максимальный размер административного ареста составляет 15 суток, то по многим из тех составов правонарушений, которые переходят в разряд административных, размер наказания будет составлять два месяца, то есть 60 суток. Какая-то определенная рациональность в этом есть. Уменьшится численность тюремного населения, уменьшится нагрузка на уголовно-правовое звено судебной системы, а, с другой стороны, увеличатся реальные шансы, что эти люди получат наказание. Потому что назначить административное наказание в виде 30 суток ареста - это и технически, и психологически намного проще, чем вести расследование уголовного дела.
Но здесь есть, конечно, и два возражения. Первое возражение заключается в том, что срок привлечения к административной ответственности составляет не более двух месяцев с момента совершения административного правонарушения, и правоохранительные органы могут просто не успевать. Не по всем данным составам преступлений, с нашей точки зрения, возможна такая либерализация. Например, мы не согласны с тем, что из числа таких преступлений исключается жестокое обращение с животными. То есть мы полагаем, что есть ряд уголовных составов, когда более эффективно как предупреждение совершения новых преступлений самим виновным, так и защита прав потерпевших, она осуществлялась бы все-таки в рамках уголовного судопроизводства.

Вероника Боде: Таково мнение Андрея Бабушкина, председатель Комитета "За гражданские права".
Многие эксперты сходятся во мнении, что либерализация уголовного законодательства поможет существенно сократить количество заключенных в стране.
XS
SM
MD
LG