В Великобритании широко отмечается 60-летие Мартина Эмиса. Его называют классиком и лучшим писателем своего поколения. Но о его творчестве и частной жизни порой говорят безо всякого уважения – даже в дни юбилея.
На сайте газеты The Guardian можно посмотреть фотохронику жизни Эмиса. Газета Independent публикует подборку высказываний его поклонников и недоброжелателей… Трудно найти современного английского писателя, у которого была бы столь же противоречивая репутация в литературной среде, как у Мартина Эмиса.
Мало чьи романы порождали в Британии столь же бурные споры и литературные битвы, как книги и эссе Эмиса. Часть критиков считает его enfant terrible английской литературы, высокомерным женоненавистником и снобом, который бы никогда не преуспел без помощи своего знаменитого отца – писателя Кингсли Эмиса. Однако не меньше тех, кто считает его блестящим стилистом, крупным и оригинальным романистом, талантливым эссеистом и публицистом. По мнению этой группы критиков, романы Эмиса демонстрируют новые грани современного реализма и насыщены глубокими размышлениями о судьбах современной цивилизации, проблемах культуры, политики, феминизма, постмодернизма и собственного старения.
Надо сказать, что личная жизнь Мартина Эмиса давно стала темой желтой прессы – редкая честь для серьезного писателя. Что касается обвинений в помощи и покровительстве отца, то Эмис с большой откровенностью описал свои отношения с ним в мемуарах 2000-го года, названных "Опыты". Он утверждает, что отец абсолютно не интересовался литературными делами сына. "Могу указать на то место в моем романе "Деньги", который я послал отцу, где он прекратил его читать, а затем выбросил, – пишет Эмис-младший. – Он всегда обвинял меня в нарушении норм и правил, флирте с читателем и переносе внимания на собственную персону".
Первый же роман Мартина Эмиса "Бумаги Рейчел" (1973 год) был удостоен литературной премии Сомерсета Моэма как лучший дебютный роман. С тех пор редкий шорт-лист Букеровской премии обходится без его книг. Последний роман Эмиса "Беременная вдова", опубликованный в 2008 году, упрочил его репутацию самого проблемного и саркастичного из живущих английских писателей.
Мартин Эмис не устает повторять, что литература – это непрестанная борьба с банальностью. Таково его литературное кредо.
Он говорит: "Что такое клише? Это ущербный текст, ущербное мышление, ущербные чувства. Писатель обязан озаботиться свежим взглядом на вещи и обнажиться до конца. Он обязан быть верным своему восприятию и переносить его на бумагу максимально достоверно. Так возникает литературное благозвучие; правда, иногда необходим и диссонанс. В любом случае этот перевод восприятия в слова носит полумузыкальный характер".
Эволюция писательского стиля Эмиса от ранних сатирических и комедийных романов 70-х годов – таких, как "Бумаги Рейчел", "Мертвые младенцы", "Успех", – к его зрелым сочинениям, в частности, шедевру 1984 года "Деньги: предсмертная записка", демонстрирует огромное расширение тематического диапазона, невиданное ранее стилистическое разнообразие письма и обретение изощренной литературной техники.
Мартин Эмис не только влиятельный писатель, но и не менее влиятельный общественный деятель. Славу ему принесла публицистика, в которой он откликается на самые животрепещущие темы современности: страх ядерной катастрофы, терроризм, исламский фундаментализм и столкновение цивилизаций, гибель высокой культуры и проблемы массового общества. Наиболее полно эти темы звучат в его трилогии "Информация", которую литературные критики считают образцом писательского мастерства Эмиса.
Как заметил один английский критик, "иногда вам может не нравиться, ЧТО он говорит, однако КАК он это говорит, невозможно игнорировать".
На сайте газеты The Guardian можно посмотреть фотохронику жизни Эмиса. Газета Independent публикует подборку высказываний его поклонников и недоброжелателей… Трудно найти современного английского писателя, у которого была бы столь же противоречивая репутация в литературной среде, как у Мартина Эмиса.
Мало чьи романы порождали в Британии столь же бурные споры и литературные битвы, как книги и эссе Эмиса. Часть критиков считает его enfant terrible английской литературы, высокомерным женоненавистником и снобом, который бы никогда не преуспел без помощи своего знаменитого отца – писателя Кингсли Эмиса. Однако не меньше тех, кто считает его блестящим стилистом, крупным и оригинальным романистом, талантливым эссеистом и публицистом. По мнению этой группы критиков, романы Эмиса демонстрируют новые грани современного реализма и насыщены глубокими размышлениями о судьбах современной цивилизации, проблемах культуры, политики, феминизма, постмодернизма и собственного старения.
Надо сказать, что личная жизнь Мартина Эмиса давно стала темой желтой прессы – редкая честь для серьезного писателя. Что касается обвинений в помощи и покровительстве отца, то Эмис с большой откровенностью описал свои отношения с ним в мемуарах 2000-го года, названных "Опыты". Он утверждает, что отец абсолютно не интересовался литературными делами сына. "Могу указать на то место в моем романе "Деньги", который я послал отцу, где он прекратил его читать, а затем выбросил, – пишет Эмис-младший. – Он всегда обвинял меня в нарушении норм и правил, флирте с читателем и переносе внимания на собственную персону".
Первый же роман Мартина Эмиса "Бумаги Рейчел" (1973 год) был удостоен литературной премии Сомерсета Моэма как лучший дебютный роман. С тех пор редкий шорт-лист Букеровской премии обходится без его книг. Последний роман Эмиса "Беременная вдова", опубликованный в 2008 году, упрочил его репутацию самого проблемного и саркастичного из живущих английских писателей.
Мартин Эмис не устает повторять, что литература – это непрестанная борьба с банальностью. Таково его литературное кредо.
Он говорит: "Что такое клише? Это ущербный текст, ущербное мышление, ущербные чувства. Писатель обязан озаботиться свежим взглядом на вещи и обнажиться до конца. Он обязан быть верным своему восприятию и переносить его на бумагу максимально достоверно. Так возникает литературное благозвучие; правда, иногда необходим и диссонанс. В любом случае этот перевод восприятия в слова носит полумузыкальный характер".
Эволюция писательского стиля Эмиса от ранних сатирических и комедийных романов 70-х годов – таких, как "Бумаги Рейчел", "Мертвые младенцы", "Успех", – к его зрелым сочинениям, в частности, шедевру 1984 года "Деньги: предсмертная записка", демонстрирует огромное расширение тематического диапазона, невиданное ранее стилистическое разнообразие письма и обретение изощренной литературной техники.
Мартин Эмис не только влиятельный писатель, но и не менее влиятельный общественный деятель. Славу ему принесла публицистика, в которой он откликается на самые животрепещущие темы современности: страх ядерной катастрофы, терроризм, исламский фундаментализм и столкновение цивилизаций, гибель высокой культуры и проблемы массового общества. Наиболее полно эти темы звучат в его трилогии "Информация", которую литературные критики считают образцом писательского мастерства Эмиса.
Как заметил один английский критик, "иногда вам может не нравиться, ЧТО он говорит, однако КАК он это говорит, невозможно игнорировать".