Ссылки для упрощенного доступа

Александр Гаврилов: "Страна испытывала к Михалкову влеченье страстное, женское"


Программу ведет Кирилл Кобрин.

Кирилл Кобрин: Сегодня в Москве на 97-м году жизни скончался Сергей Михалков, поэт, драматург, баснописец, автор трех версий текста государственного гимна, лауреат Государственной премии, автор знаменитой детской поэмы "Дядя Степа". Сергей Михалков начинал, как журналист, работал военным корреспондентом, был контужен. До 1950 года Михалков был беспартийным. Затем стал одним из главных советских литературных чиновников. Член комиссии по Сталинским, Ленинским и Государственным премиям, секретарь правления Союза писателей СССР и РСФСР. До конца жизни занимал высокие посты в писательских организациях. Общий тираж книг достигает 300 миллионов экземпляров. В 2008 году награжден орденом Андрея Первозванного.
О роли Сергей Михалкова в советской литературе и жизни говорит главный редактор еженедельника "Книжное обозрение" Александр Гаврилов.

Александр Гаврилов: В моем личном пантеоне русской литературы, в общем, конечно, образовалась большая брешь, потому что с самого начала нужно сказать, что Сергей Владимирович Михалков был действительно очень талантливый человек, очень сильный, очень жизнелюбивый и очень значительной персонаж истории русской литературы ХХ века. Понятно, что наша любовь к его сочинениям для детей, наше сложное, но все-таки какое-то такое пиететное отношение к тому тексту, который каждый из нас учил в детстве, я имею в виду текст государственного гимна Советского Союза и далее еще нескольких формаций, - это все вещи какие-то очень внутренне двойственные.
Я, например, никогда не мог понять, каким образом этому очень талантливому человеку удавалось быть вот в этой странной точке такого постоянно пограничья. С одной стороны, конечно, Сергей Владимирович был одной из самых зловещих фигур министерства литературы, каким был Союза писателей в советские годы, он, безусловно, был такой фигурой, по сути, крестного отца всей детской литературы советской страны; кого он любил, тому были открыты все дороги, а кого он не любил, тому все дороги были закрыты без изъятия и каких-то возможностей. Но что это была за фигура - вот у меня как-то очень много лет это не склеивалось в голове, покуда я не прочитал блистательный роман Александра Червинского под названием "Шишкин лес". Это роман, рассказывающий о семье, чем-то похожей, чрезвычайно похожей на семью Михалковых. И главным героем этого повествования был не, скажем, младший сын - патриарх, выдающийся кинорежиссер со знаменитыми усами, а сам патриарх, которого в этом романе прозрачно назовут Степой, про которого известно, что он написал что-то государственное. Так вот, Червинский предположил, что его герой - просто абсолютно частный человек. Человек, которому было важно, чтобы его дети получили хорошее образование и большое количество разнообразных предоставляемых миром возможностей, чтобы его жен обслуживали домработницы, чтобы его дом был большим и семейным. И если мы посмотрим на то, как развивается этот род, можно вспомнить не подходящую к сегодняшнему случаю эпиграмму о Михалковых, которые "ползут по стране", а можно просто оглянуться и посмотреть, что уже четыре поколения Михалковых являются постоянными героями светской хроники, современной российской прессы. Мы увидим совершенно другого человека. Не сервильного слабака, который прогибался под Советский Союз, а одинокого волка, который использовал эту страну столько раз, сколько она позволяла ему использовать, и не только позволяла, но и с благодарностью и наслаждением отдавалась ему снова и снова. Сам факт сервисного обслуживания российского гимна одним и тем же автором, мне кажется, говорит о том, что страна испытывала к Сергею Владимировичу Михалкову влеченье страстное, женское.
XS
SM
MD
LG