Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. 50-летие поездки Никиты Хрущева в Айову


Программу ведет Андрей Шарый.

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы - "Сегодняшний факт".
В американском городе Де-Мойн, штат Айова, начались мероприятия, посвященные 50-летию поездки советского лидера Никиты Хрущева в США. В научной конференции и чтениях, организованных при участии сына бывшего Первого секретаря ЦК КПСС Сергея Хрущева, принимают участие историки, литераторы, общественные деятели. За 13 дней поездки по США в августе 1959 года, в разгар "холодной войны", советский лидер посетил Вашингтон, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Питтсбург. В сопровождении вице-президента США Ричарда Никсона Хрущев ознакомился в Айове с фермерским хозяйством Росуэлла Гартса, которое произвело на московского гостя столь сильное впечатление, что вскоре в Советском Союза началась продлившаяся несколько лет кампания по форсированному культивированию кукурузы. Об этом я беседую с публицистом Анатолием Стреляным.

Анатолий Стреляный: Хрущев был искренний человек. Он очень искренне хотел добра народу. Но ему в голову, конечно, не приходило, что добро народу надо искать не на путях технологий, а на путях социально-экономических преобразований, то есть отказываться от социализма. Он был дитя своего времени, настоящий большевик при этом. А большевики, как известно, верили в науку и технику больше, чем те люди, от которых они эту науку и технику заимствовали, то есть западные люди. Хрущев вместе со своими коллегами думали, что если взять технологические достижения Запада и соединить с социализмом, то тогда они накормят народ. Кукурузу он увидел в Америке. Он не учел некоторых мелочей, а именно, что, во-первых, кукурузу невозможно выращивать без удобрений, без высочайшей культуры земледельческой, без средств борьбы с сорняками, без частника, заинтересованного по-настоящему в деле частного земледельца. Перед его глазами были эти посевы в Айове. Я тоже там видел. Это действительно производит огромное впечатление. Он так в нее верил и думал, что если он убедит своих колхозников, своих начальников, то она и будет расти.
Гартс - любимый им фермер, у которого он увидел эту кукурузу. Я тоже, между прочим, там видел, но Гартса уже не было в живых. Гарст, когда приехал на Кубань и увидел, как там сеют эту самую кукурузу, и увидел, что ее сеют без удобрений, он закричал и кинулся под трактор, и сказал: это нельзя, это невозможно, я буду жаловаться Хрущеву. Мужики на него смотрели, естественно, с соответствующим выражением лица.

Андрей Шарый: Вы помните эту пропагандистскую кампанию, которая развивалась вокруг кукурузных посевов? Это было серьезное задание партии?

Анатолий Стреляный: Конечно. Вообще, надо иметь в виду, что большевики - гениальные пропагандисты. Они это делали с наслаждением, потому что, между прочим, искренне, значительная часть из них. Но народ-то уже был не такой, с каким они начинали работать в 1917 году. Народ уже убедился на собственном опыте, что эта система не работает.

Андрей Шарый: Как долго вся эта кампания продолжалась? Когда убедились в том, что ничего не получится из этих посевов кукурузы?

Анатолий Стреляный: Агрономы, колхозные председатели, бригадиры, мужики, которые работали на земле, они с первого дня все понимали, у них не было никакого заблуждения. Ну, начальство велело занять полмира кукурузой, ну, займем, что же делать - поля не наши, кукуруза не наша, трактора не наши, убытки не наши.

Андрей Шарый: Компартия извинялась после этого дела? На каком-то съезде было принято решение об ошибочности засевов кукурузных или каким-то образом кампания просто сошла на нет сама собой?

Анатолий Стреляный: Во-первых, партия никогда не извинялась перед народом и не будет извиняться. Но когда сняли Хрущева, то народу объясняли, тоже вполне искренне многие объясняли высшие чиновники, что его сняли в том числе за перегибы в руководстве, в том числе и с сельским хозяйством, и в качестве примеров приводились его ошибки - огульное, безоглядное, без учета местных условий внедрение кукурузы.

Андрей Шарый: А советские мастера культуры свой талант использовали для того, чтобы продвигать вперед кукурузное строительство? Были песни, книги на эту тему?

Анатолий Стреляный: Да, работа кипела! Пленумы Союза писателей, Союза кинематографистов, совещания в ЦК, заседания редколлегий газет и журналов, составлялись планы пропагандистских мероприятий, какие и сколько печатать статьи, какие фильмы снимать. Ребята заработали на этом, и ни один же год это все было. Это был такой звон, что в ушах стоит.

Звучит фрагмент советской телевизионной рекламы:

Если хочешь быть здоровым,
Жить до сотни лет,
Обращайся с добрым словом
К ресторанам и столовым,
Получай обед.
Подождите, пощадите,
Не спешите, подождите!
Получай обед.
"Вы откуда?"
"Мы - с Кубани!
Мы росли в Азербайджане,
В южной теплой стороне.
На казахской целине.
- Ясно, что же вы хотите?
- Мы хотим попасть в меню!
- Нет уж, братцы, извините,
Нет уж, братцы, извините,
Я вас вовсе не гоню!
Но меню не изменю!"
И салаты, и супы - из маисовой крупы,
А из сахарного сорта - каши пудинги и торты,
И закуска, и гарнир, словом, пир на весь мир!
Что за блюда - просто чудо!
Каждый день готовить буду.


Андрей Шарый: Звуковой фрагмент советской телевизионной рекламы начала 1960-х годов. Повар беседует с пришедшими на кухню ресторана початками кукурузы. Гостем рубрики "Сегодняшний факт" был публицист Анатолий Стреляный. Полвека назад после посещения Соединенных Штатов Никита Хрущев приступил к внедрению кукурузы в советское сельское хозяйство.
XS
SM
MD
LG