Ссылки для упрощенного доступа

Совет директоров ВАЗа принял отставку Бориса Алешина


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Вероника Боде и в Самаре Сергей Хазов.

Александр Гостев: Совет директоров Волжского автомобильного завода принял отставку Бориса Алешина с поста президента. Новым президентом предприятия назначен Игорь Комаров, бывший советник главы государственной корпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова. В мае этого года Комаров был назначен исполнительным вице-президентом АвтоВАЗа.

Вероника Боде: Борис Алешин, в прошлом - заместитель министра промышленности, заместитель председателя правительства России, глава Федерального агентства по промышленности, возглавил "АвтоВАЗ" в августе 2007 года. Тогда на него возлагались определенные надежды, однако к концу второго года его руководства предприятие переживает серьезнейший кризис: производство остановлено, несмотря на крупные финансовые вливания. Трудно предположить, что ситуация улучшится и со сменой руководства.
О том, как отнеслись к назначению нового президента на Волжском Автозаводе в Тольятти - репортаж Сергея Хазова, корреспондента Радио Свобода в Самарской области.

Сергей Хазов: Игорю Комарову 45 лет. Новый президент Волжского Автозавода закончил Московский государственный университет по специальности "экономист". С октября прошлого года Комаров занимал должность советника генерального директора госкорпорации ''Ростехнологии'', а в мае был назначен исполнительным вице-президентом АвтоВАЗа. "От нового президента на Волжском автозаводе ждут возрождения дилерских центров и системы сбыта автомобилей", - рассказал бывший гендиректор Международной ассоциации дилеров Волжского автозавода Юрий Целиков...

Юрий Целиков: Я был в свое время директором автоцентра "Тольятти-ВАЗ", самого крупного в Советском Союзе. Мы делали предпродажную подготовку. Чтобы оторвать коррупцию внутрикорпоративную, я придумал предпродажную подготовку делать не тогда, когда клиент выбрал машину, а обезличенно: когда я получил с завода машину, на самом автоцентре лучшие работники делали предпродажную подготовку - устраняли все возможные недостатки, дефекты.

Сергей Хазов: С 1 августа 110 тысяч рабочих Волжского автозавода находятся в вынужденном отпуске: заводской конвейер остановлен до 1 сентября. За время простоя рабочие на ВАЗе получают 60 процентов от среднемесячного заработка. С 28 августа дочернее предприятие Волжского автозавода "GM-АвтоВАЗ" объявило о сокращении с пяти до четырех дней рабочей недели. "Вазовцы ждут от нового руководства предприятия повышения зарплаты", - рассказала работница автосборочного конвейера Ольга Петрова.

Ольга Петрова: Люди закончили школу, закончили институт. Многие повышали квалификацию. То есть затрачены огромные средства на интеллектуальную собственность. Фактически должны быть востребованы, должны быть! Но трудно устроиться на работу. Конечно, очень низкий уровень заработной платы. То, что сегодня платят, жить, конечно, на эти деньги невозможно.

Сергей Хазов: "Средняя зарплата на Волжском автозаводе в июне составила 16493 рубля и уменьшилась по сравнению с июнем прошлого года на 12 процентов", - говорит председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа "Единство" Петр Золотарев.

Петр Золотарев: Получив такую зарплату, работники "АвтоВАЗа" себя чувствуют нехорошо и испытывают много проблем. Именно по ценам, которые сложились в Тольятти, на такие деньги прожить невозможно. Поэтому недовольство людей именно уровнем заработной платы.

Сергей Хазов: С 1 сентября на ВАЗе вступает в силу приказ №310, согласно которому Волжский Автозавод будет работать по сокращенной 20-часовой рабочей неделе, с оплатой рабочим за фактически отработанное время. При этом зарплата рабочих на ВАЗе по подсчетам лидеров независимого профсоюза, сократится еще примерно на 50 процентов. Независимый профсоюз "Единство" говорит о готовности провести в сентябре акцию протеста, требуя для рабочих крупнейшего российского автозавода достойной зарплаты.

Вероника Боде: Ситуацию в российской автомобильной отрасли комментирует Михаил Ганелин, аналитик инвестиционной компании "Тройка-диалог"...

Михаил Ганелин: Автопрому, наверное, досталось сильнее всех отраслей во время кризиса. Продажи упали где-то на 60%, а где-то на 70, многие компании были поставлены на грань банкротства. Действия государства здесь были вполне адекватными и быстрыми. Государство повысило пошлины на импортные автомобили, разработало механизм государственных гарантий, идет обсуждение о субсидировании процентных ставок, льготное кредитование для покупателей легковых автомобилей. Но проблема в том, что, несмотря на принятые меры, люди не покупают машины. Вряд ли это произойдет и осенью. Может быть, небольшой подъем начнется со следующего года. У нас проблемы большие с качеством автомобилей. Чтобы машины покупали соотношение "цена-качество" должно быть лучше, чем у других.

Вероника Боде: А вот как прокомментировал смену руководства на АвтоВАЗе Сергей Асланян, журналист, эксперт в области автомобилей...

Сергей Асланян: Это же все администрирование локальное, в котором абсолютно не важно, кто, что и откуда. Вопрос в том, что это надсмотрщик, спущенный сверху, лояльный той руке, которая его туда привела. Завод может быть прибыльным или неприбыльным, завод может производить машины или их не производить, но при этом "денег дай и не спрашивай, куда мы их потратили". Ну, как вот эти 25 миллиардов, которые "дайте нам, потому что нам очень нужно", "нате, получите" - результата никакого.
Задача сейчас у Алешина - быстро унести ноги. Ему дают такую возможность. На "АвтоВАЗе" к нему будет много вопросом из серии "что же ты, друг наш, тут наделал?". И чтобы эти вопросы не переросли в какие-то реальные дела, он так талантливо бросил вот эту кость, из-за которой сейчас все передрались, под названием "объединим "АвтоВАЗ", "КАМАЗ" и "Автодизель", вот этот тройственный союз. Это замечательная совершенно, на мой взгляд, операция прикрытия, позволяющая в тумане пересесть в новое кресло. И теперь, если возникают какие-то коллизии, то они уже не так ярко выглядят, потому как все заинтересованные лица рвут шкуру неубитого медведя зубами - все-таки это красивое объединение, это такой хороший конгломерат. Чисто экономически он нецелесообразен, чисто технически это чудовище, которое никому не нужно. Но под него же можно будет попросить денег. Под "АвтоВАЗ" уже не дадут, а под объединение дадут еще сколько. Но объединение так или иначе в пользу "КАМАЗа", то есть "АвтоВАЗ" переходит на вторые роли.

Вероника Боде: Каково, на ваш взгляд, будущее российского автопрома в целом?

Сергей Асланян: Будущее у нашего автопрома такое же, как будущее у всей страны. Может, повезет, а может, не повезет. Но у нас на сегодня произошло разделение автопрома по ориентации: есть теперь ориентация традиционная, а есть нетрадиционная. Нетрадиционный автопром - почему-то выигрышный, это всякий Ford, Toyota, это имеет спрос. А традиционный автопром привык жить под крылышком государства, в самостоятельном плавании он абсолютно недееспособен, и, естественно, если государство будет поддерживать, значит, у этого сектора автопрома будущее будет, если государство в какой-то момент скажет "плывите, как хотите", будущее у него сразу закончится.
На сегодняшний день принято такое пагубное решение, как попытаться поддержать рублем. Это просто увеличивает убытки страны в целом, но никак не сказывается на автопроме. Что будет дальше, неизвестно. Хорошего при таком подходе не будет абсолютно ничего. Тем более если, не дай бог, состоится это объединение "АвтоВАЗа" и "КАМАЗа", ну, это будет еще просто один параметр нашей национальной трагедии. Потому как во всем мире те предприятия, которые отягощены сразу двумя разнопрофильными направлениями, там, легковое и грузовое, как Renault, например, или Volvo, или Mercedes, они прекрасно понимают, что это удвоение всего - удвоение затрат, удвоение персонала, удвоение промышленных мощностей, коммунальных платежей и так далее, и никто никогда в здравом уме объединять столь противоречивые активы не будет. А вот наши решили и решили именно потому, что никто не собирается реально никакого дела делать. Это чисто административное явление, рассчитанное, с одной стороны, на прикрытие отхода, с другой стороны, на получение новых денег.

Вероника Боде: Таково мнение автомобильного эксперта Сергея Асланяна по поводу будущего российского автопрома.
XS
SM
MD
LG