Ссылки для упрощенного доступа

В России обсуждают качество современных учебников


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.

Михаил Саленков: Перед началом учебного года в России обсуждают качество современных учебников. Гуманитарные предметы, прежде всего история, всегда находились под пристальным вниманием властей, отсюда и появление комиссии при президенте России по противодействию фальсификации истории. На этом фоне гораздо свободнее чувствуют себя учителя, которые преподают технические предметы. От пристального внимания государства они избавлены, хотя и у них есть свои профессиональные сложности.

Мумин Шакиров: Вокруг технических наук ожесточенных дискуссий в школе и за ее пределами не наблюдается. Государство не пытается установить монополию на знание таких предметов, как физика, химия и математика. Школьные учителя и методисты свободны в выборе учебников и пособий. Но, как оказалось, и у физиков и у математиков возникают конфликтные ситуации, но исключительно в профессиональной среде. Об этом рассказал Радио Свобода депутат Московской городской Думы и учитель по математике Евгений Бунимович.

Евгений Бунимович: Никто никогда не верит, что в математике, казалось бы, синус квадрат плюс косинус квадрат все равно равен единице, при всех режимах, слава богу, при любой власти и, казалось бы, что там менять. На самом деле проблемы есть очень серьезные, и они действительно связаны с тем, что у нас другие школьники, другая школа и другое время. Но, прежде всего, можно констатировать довольно печальное, может быть, обстоятельство, оно заключается в том, что многие начальные части математики гораздо легче идут в тоталитарном обществе. Гораздо труднее заставить современных свободных школьников два месяца складывать дроби с разными тяжелыми знаменателями. Стоит вопрос о том, чтобы математика стала интереснее, чтобы у преподавателя математики возникла другая цель - не только там отработать и научить, но и заинтересовать, но и объяснить, зачем это нужно, какой смысл во всем этом. Это не потому, что там велит им РОНО или какое-нибудь другое управление образования, а потому, что так сегодня смотрят на это школьники. Я уже не говорю о компьютерных технологиях, которые дают на самом деле очень большие возможности, а самое главное - меняют мышление. Сегодня проблема не в том, чтобы в голову вдолбить кучу информации, а в том, чтобы научить человека в море информации разбираться. И, может быть, в этой ситуации лучше не долбить двадцать формул тригонометрии, а дать справочник или пусть он будет в электронном виде, справочник, и ты найди ту формулу из сотни, которая тебе понадобится в решении этого уравнения. На самом деле это гораздо более трудная задача.

Мумин Шакиров: Насколько усложнилась программа по математике? Я окончил советскую школу, мне она казалась сложной. А сегодняшним детям это та же программа или она гораздо сложнее?

Евгений Бунимович: И проще, и сложнее. Мне кажется, что появилось меньше технических сложностей, то есть просто навороченных, сложных, громоздких задач все-таки стараются давать меньше, а давать больше красивых и интересных.
Второе, конечно, появились начала высшей математики, и от этого никуда не деться, потому что, что такое скорость, что такое ускорение - это сегодня требуется понимать любому человеку. А новая тема, которой никогда не было в России, это вероятность и статистика.

Мумин Шакиров: Российские преподаватели часто жалуются, что их не привлекают для экспертизы и утверждения школьных учебников, которые получают гриф "Допущено" Министерства образования и науки России.
XS
SM
MD
LG