Ссылки для упрощенного доступа

Самый народный азербайджанский певец. Муслиму Магомаеву исполнилось бы 67 лет


Ирина Лагунина: В Азербайджане на днях отметили 67-ую годовщину со дня рождения знаменитого советского и азербайджанского певца и композитора Муслима Магомаева. Магомаев исполнял песни разных композиторов и на разных языках мира. Но красной нитью через его творчество прошёл мотив любви к своей малой родине. Соотечественники Магомаева считают, что во многом благодаря его произведениям во многих странах мира возник интерес к азербайджанскому искусству. Рассказывает Олег Кусов.

Олег Кусов: Муслим Магомаев рассказывал, что свой день рождения он отмечал дважды в году. Первый раз – 17 августа – на родине, в Баку, второй раз в Москве ровно через месяц, когда его многочисленные друзья и коллеги возвращались с гастролей и отпусков. Вот и на этот раз, 17 августа в Баку собрались близкие, друзья и коллеги Магомаева на 67-ую годовщину со Дня его рождения. Собрались впервые без него. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение об увековечивании памяти Муслима Магомаева, согласно которому его имя будет присвоено одной из музыкальных школ в Баку, а на доме, где жил певец и композитор, должны установить мемориальную доску. После возложения венков и цветов на место захоронения Магомаева, прошёл вечер его памяти с участием азербайджанских и российских мастеров искусств и вдовы Муслима Магометовича Тамары Синявской. Народный артист Советского Союза солист Большого театра Зураб Соткилава вспомнил, что ещё в прошлом году подбадривал Муслима Магомаева во время обострившейся у него болезни.

Зураб Соткилава: Не могу привыкнуть, что его нет. Он хотел, чтобы я приехал к нему в Баку, чтобы там устроили его день рождения. У меня есть огромное уважение к этому человеку, потому что это был замечательный певец с красивейшим голосом. Я думаю, что на нашей эстраде таких красивых голосов настоящих с темпераментом, с такой экспрессией, с такой музыкальностью, такой красивый внешне, с хорошим вкусом мало кто был. Я думаю, что это один из лучших певцов, которые в Советском Союзе пели, выступали на сцене. Очень здорово он пел. Часто передают по радио, я иногда в пробке стою, включаю музыку, пару раз нарвался на песню, он пел песню Пахмутовой, вы знаете, у меня слезы наворачивались на глаза. Так, как он пел, это никто не повторит. Алла Пугачева очень хорошо сказала недавно, когда Басков решил спеть: мой мальчик, не надо тебе этого петь. Не позорься после Магомаева.

Олег Кусов: Благодаря творчеству Муслима Магомаева во многих странах мира люди узнали про Азербайджан, отмечает писатель, доктор филологических наук Чингиз Гусейнов.

Чингиз Гусейнов: Действительно через Муслима Магомаева мир, я бы сказал, окончательно узнал про Азербайджан, потому что первым, через кого узнали Азербайджан, знали Баку, бакинцев, нефть, но первым, через кого по-настоящему узнали про Азербайджан, был Рашид Бейбутов. Фильм триумфально прошествовал по миру. И потом целая эпоха была Муслима Магомаева. 60-е, 70-е годы, 80-е. Азербайджан - Европа и Азия. Через Рашида Бейбутова мы прославились как великолепная азиатская страна, а через Муслима сложился образ европейского Азербайджана.

Олег Кусов: В тоже время Муслим Магомаев всегда оставался ярко выраженным бакинцем. Продолжает Чингиз Гусейнов.

Чингиз Гусейнов: Надо отдать ему должное, в отличие от некоторых азербайджанцев, которые несколько пренебрежительно относились к своему языку, он пытался петь, причем это тоже стоило ему усилий, на азербайджанском языке. Он великолепно пел на азербайджанском языке. Просто тут есть у каждого языка есть свои ловушки, сразу угадывается, допустим, это родной язык, он поет на родном языке или научен. Но он освоил пение на азербайджанском на таком уровне, что ощущалось, что это естественно, а не научено.

Олег Кусов: Композитор заслуженный деятель искусств Азербайджана Ася Султанова как и Зураб Соткилава, не может смириться с мыслью, что Муслим Магомаев ушёл из жизни. Она говорит нём в настоящем времени. По мнению Аси Султановой, Магомаев был ярким представителем азербайджанского искусства, но при этом прекрасно исполнял песни итальянских и французских авторов.

Ася Султанова: Я уже много лет живу в Москве и все-таки, когда меня спрашивают – ты кто? Я говорю – бакинка. Я из Баку. Он бакинец, он азербайджанец, потому что он эту всю культуру, даже когда он разговаривает, у него есть налет такой бакинский, азербайджанский. Он великолепно поет на азербайджанском языке. Одно из произведений Гаджибекова, замечательно поет, до слез можно слушать. Из оперы он поет на азербайджанском языке, свободно владеет. Я не знаю итальянский язык, но когда слушаешь его, я думаю, что итальянцы могут сказать, что он говорит без акцента. Он записал около 600 произведений. На французском языке – это вообще блеск. Где нужно, он убирает голос, где нужно, он его дает.

Олег Кусов: В одном из своих интервью Муслим Магомаев рассказал, что ещё в советские годы отказывался петь песни о Ленине и партии. Столь категоричная позиция певца в то время могла выйти ему боком, отмечает писатель, доктор филологических наук Чингиз Гусейнов.

Чингиз Гусейнов: Хотя он творил брежневскую эпоху, где это казалось бы, было обязательно петь. Даже в большей степени, может быть. Если в сталинскую эпоху славословия по адресу партии были под страхом в какой-то мере, хотя и искренние, то при Брежневе это входило в ритуал, в обязательную норму. Он счастливо избежал этого. И даже на правительственных концертах он спел патриотические песни. Этот патриотизм вне времени и вне партии. Он был настолько свободен в выборе репертуара, я думаю, что эту свободу, он сам установил эту степень свободы, и никто не отменял. Потому что рабство имеет характер добровольный. То есть он был свободен по своей натуре, по своему даже мужскому характеру. И он никогда не унижался до рабской доли. Иногда, знаете: чего изволите? Хотите, я вам спою? Ему достаточно было европейского репертуара, ему достаточно было азербайджанского репертуара. Так что и в этом смысле можно о нем сказать, что это был один из свободнейших художников того времени в условиях, когда быть свободным требовало какого-то мужества.

Олег Кусов: Поклонники Муслима Магомаева до сих пор спорят, каким в первую очередь он был исполнителем – эстрадным или оперным. Несмотря на то, что Магомаев часто исполнял оперные арии, в молодости прошёл стажировку в миланском театре "Ла Скала", в большей мере он всё же оставался эстрадным певцом. Так считает народный артист Советского Союза солист Большого театра Зураб Соткилава.

Зураб Соткилава: Все-таки он эстрадный певец. У него очень хорошие есть записи оперных арий. Я его, кстати, первый раз слушал, когда он приехал в Тбилиси, в опере «Севильский цирюльник». Но у него самого душа лежала к эстраде. При той красоте голоса и при том тембре, которым он обладал, замечательным тембром, красивейшим, звонким, ярким, я думаю, что только сила звука не позволила ему петь в театре и в опере. Он был великим эстрадным певцом.

Олег Кусов: После выступления ещё молодого Магомаева на кремлёвском концерте в дни декады азербайджанского искусства в Москве в 1962 году композитор Ася Султанова поняла, что на сцене появился уникальный певец. Ася Султанова познакомила 20-летнего Магомаева с известными советскими композиторами.

Ася Султанова: С Бабаджанян я познакомила и с другими композиторами познакомила. Потому что, конечно, я поняла, что это уникальный певец и с большими возможностями. Популярность его как вспышка буквально, маленькая вспышка, которая стала буквально пламенем, которое охватило и заинтересовало всех людей. Как это произошло – непонятно. Когда был назначен концерт в зале Чайковского, буквально ни одного билета не было. Я была на этом концерте, где он пел, огромный репертуар был, начиная от песен, кончая ариями, и русскую музыку, и романсы. Один день и вся Москва и вся страна была у ног буквально. Потому что это певец был, конечно, уникальный, ему было все подвластно. Но самое главное, исполнение сопровождалось прекрасным вкусом. Что бы он ни пел, на сцене был абсолютно естественный, ключи у него от каждого произведения были как будто в руках. Он и песня, он и ария, он и романс. Поэтому волнение было не связано с тем, что он смотрел, кто как будет реагировать, а он был во власти того, что он исполнял. Он настолько предан был музыке, что рядом с собой мог иметь человека только высоко талантливого, которым он восхищался. Это была Тамара Синявская, другой жены у него не могло быть.

Олег Кусов: Первый сольный концерт Муслима Магомаева прошёл в концертном зале имени Чайковского 10 ноября 1963 года. 28 октября 2008 года, то есть спустя 45 лет, поклонники артиста пришли проститься в этот же зал. Между этими датами и уместилась насыщенная творческая жизнь великого музыканта, по признанию многих его коллег – самого популярного в стране эстрадного исполнителя.
XS
SM
MD
LG