Ссылки для упрощенного доступа

Дело Старовойтовой уже безопасно


Депутат Госдумы РФ Галина Старовойтова и президент РФ Борис Ельцин, 1991 год
Депутат Госдумы РФ Галина Старовойтова и президент РФ Борис Ельцин, 1991 год
Следственная служба Управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области возобновила производство по уголовному делу об убийстве 20 ноября 1998 года депутата Госдумы Галины Старовойтовой, которое было приостановлено в 2008 году, "в связи с вновь открывшимися обстоятельствами". Эти новые обстоятельства - арест в Петербурге в июне этого года бывшего депутата Госдумы от ЛДПР и бывшего криминального авторитета Михаила Глущенко, чье имя неоднократно упоминалось в ходе следствия и суда по делу об убийстве Старовойтовой.

Михаил Глущенко, как полагают некоторые эксперты, теоретически мог быть техническим заказчиком убийства Галины Старовойтовой, однако вряд ли главной фигурой этого преступления. О причинах, которые могли заставить российские власти согласиться на требования Ольги Старовойтовой и Руслана Линькова о возобновлении дела, размышляет известный петербургский политолог и журналист Борис Вишневский.

- Есть несколько версий, почему было возобновлено расследование убийства Галины Старовойтовой. Говорят, в том числе, о вновь открывшихся обстоятельствах дела. Но некоторые эксперты высказывают предположение, что изменилась политическая погода в Петербурге. Вы верите в эту версию?

- Честно говоря, не очень. Мне хотелось бы, конечно, надеяться, что имеется какая-то политическая воля найти организаторов и заказчиков этого убийства. Воля делать то, чего последние 10 лет, как мне представляется, делать хотели, мягко говоря, не очень активно. Вероятность этого не очень велика, хотя некоторая надежда есть. Более вероятно, на мой взгляд, что господин Глущенко, защищать которого у нынешних властей вроде бы резона нет, сказал нечто интересное. Такое, что позволяет убить двух зайцев одним ударом: продолжать копать в этом направлении, может быть, надеясь еще на что-то любопытное, связанное с Глущенко, и сообщить возмущенной общественности, что все-таки возобновлено расследование по делу Старовойтовой... Для меня, честно говоря, до сих пор является загадкой, что тогда произошло, кому действительно Галина Васильевна перешла дорогу. Единственное, что я точно знаю: это была огромная потеря, потеря до сих пор невосполнимая.

- Если Галина Васильевна Старовойтова перешла дорогу, предположим, Михаилу Глущенко и, как вы говорите, нет у российских властей оснований особенно его защищать, чего же они тогда боялись? Глущенко проходит сразу по нескольким уголовным делам, за ним довольно широкий шлейф темных дел...

- Не Михаилу Глущенко Галина Васильевна перешла дорогу. Глущенко слишком мелкий персонаж. Масштаб личности и деятельности Галины Васильевны был таков, что она много кому могла помешать. Хотя Старовойтова не имела статуса, достаточного, чтобы всерьез помешать властям, она могла много о чем рассказать. Тесная связь партии, которую представлял тогда господин Глущенко, с нашими спецслужбами никогда секретом не была. И я думаю, что ниточки тянутся значительно выше, чем стоял сам Глущенко. Может быть, сейчас будет решено наказать каких-то второстепенных персонажей... Повторяю, это все догадки и версии, которые я могу строить. Но если представители власти и представители спецслужб были замешаны в убийстве Галины Васильевны, то вряд ли организаторы будут наказаны. Если же это люди, которые сегодня к власти уже отношения не имеют или власть решила от них отречься, тогда надежда есть.

- Трудно представить, что в нынешних российских условиях решение о возобновлении расследования было принято каким-нибудь районным судьей или ФСБ. Понятно, что кто-то наверху дал санкцию. Что, по вашему мнению, могло измениться? Таких дел ведь очень много. Это, конечно, громкое убийство, но оно произошло давно. Легко могли и не обращать внимание на письмо Ольги Старовойтовой и Руслана Линькова, на их требование возобновить расследование. Почему всё-таки власти на это пошли?

- Вся деятельность президента Дмитрия Медведева за полтора года его нахождения у власти состоит из сигналов, направляемых в противоположную сторону. Вполне возможна и такая версия: в очередной раз понадобилось удержать равновесие. Не исключено, что это - один из сигналов, который должен сбалансировать, например, последние выступления, которые были связаны с Южной Осетией и Абхазией, в которых Дмитрий Анатольевич проявил себя, мягко говоря, не как либерал и демократ. Обратите внимание, что убийство Галины Васильевны - все-таки уже достаточно давняя история. И, при общей нелюбви нынешней российской власти к демократам, даже питерский губернатор Валентина Ивановна Матвиенко, которая демократов просто на дух не переносит, всячески проявляет пиетет к памяти Старовойтовой: посещает сквер ее памяти, отдает ей почести... Это - уже безопасно.
XS
SM
MD
LG