Ссылки для упрощенного доступа

Научная реставрация: царский подход


Палаты XVI века выглядят так, как их представляли в веке XIX-м
Палаты XVI века выглядят так, как их представляли в веке XIX-м
150 лет назад древнюю постройку - палаты бояр Романовых на Варварке, где родился и провел детские годы царь Михаил Федорович - по указу Александра II превратили в музей. Это был первый опыт научной реставрации в России. К юбилею подготовлена выставка "Музей в музее", на которой представлены материалы самой первой экспозиции.

Типично московская история - за 400 лет существования палаты бояр Романовых неоднократно перестраивались, так что каменное здание вблизи Кремля дошло до наших дней, конечно же, не в первоначальном облике. Однако отдадим дань руководителю первых реставрационных работ архитектору Федору Рихтеру, на которого пал выбор Александра II. В палатах, искаженных многочисленными переделками разных веков, Рихтер сумел угадать древний облик. Раскрыл и заложенные кирпичом потайные лестницы, и узкие слюдяные оконца. Вместе с руководителем музея "Палаты бояр Романовых в Зарядье" Галиной Шуцкой спускаемся в подвал - самую древнюю часть палат.

- Сверху идет темный цвет, а внизу камень светлее, - рассказывает директор музея. - Там, где темная кладка - подлинный XVI век, более светлая - это Федор Федорович Рихтер. Раскрывая, раскапывая эти подвалы, он находил кусок стенки, а дальше все обваливалось, и он реконструировал недостающее. Не камуфлировал. Здесь, на потолке, если внимательно посмотрите, есть два кирпича с датой "1856 год".

Эта дата - время проведения реставрации. Такая щепетильность ученого для XIX столетия была в новинку. Что же касается убранства жилой части здания, то здесь создатели музея дали волю фантазии, за что впоследствии их критиковали. Но - так тогда представляли себе русскую старину. Галина Шуцкая показывает роспись потолка трапезной: "Роспись эта - XIX века, сделана по рисункам Федора Федоровича Рихтера. Но он не выдумывал этот рисунок, а брал с древних грамот Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Вот эти буквы МФР - Михаил Федорович Романов - велел внести в эту живопись лично император Александр II. Он же велел внести сюда двуглавого орла, герб России, и грифона - это герб рода Романовых".
Щепетильность Рихтера в XIX веке была в диковинку. Он не камуфлировал недостающие фрагменты палат. Сюжеты для росписей он брал с древних грамот Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.


И предназначение большей части помещений тоже приходилось домысливать. Сейчас в каждой комнате музея развешаны старинные снимки, благодаря которым можно узнать, как выглядело здесь все при Федоре Рихтере, и сравнить прежнюю экспозицию с современной. "Смотрите на эту фотографию, - показывает Галина Шуцкая. - Это детская Михаила Федоровича. Вот стоит кровать, но мы знаем, что она была специально сделана, подлинная не сохранилась. А вот это – сохранившийся за 150 лет фрагмент ткани, которой были обиты стены детской комнаты. Во время последней реставрации в конце ХХ века мы под подоконниками и под полом везде находили такие фрагменты. Мы их отреставрировали и вот сейчас смогли их получить на нашу выставку. Сейчас эта комната у нас называется "комната старшего сына" - мальчика 5-6 лет забирали от матери, помещали его в отдельную комнату, где обучали не только грамоте, но и всяким наукам. Здесь все подлинное: и сундуки, и книги XVII века, угломер, компас с часами, карты, по которым мальчиков тогда обучали".

Что на самом деле было на месте этой комнаты четыре века назад, точно неизвестно. Это здание часто горело, перестраивалось еще с XVI века. Романовы перестали здесь жить с 1601 года. Было так называемое "дело Романовых", по которому их отправил в ссылку Борис Годунов. А усадьба, скорее всего, была отписана на государев двор, и Романовы здесь уже практически не жили.

Создатели музея полтора века назад вынуждены были показывать хоть и подлинные старинные экспонаты, однако, принадлежавшие когда-то не предкам династии Романовых, а их современникам. На научном языке это называется "типология". Эту же традицию продолжает музей и в наши дни. И вот один лишь пример. "Это - сундук, - продолжает экскурсию Галина Шуцкая, - в современном понятии - сундук-сейф. Обратите внимание на его крышку. Видите - сложный замок какой. Поворотом ключа вся эта система по передаточной системе срабатывала, и сундук закрывался. Однажды во время реставрации он у нас случайно закрылся, и мы с большим трудом очень долго его открывали".

Сейчас вход в музей, в котором так подробно представлен боярский быт, открыт для всех, и особенно его любят дети. 150 лет назад билеты для посещения выдавали в дворцовой конторе только чистой публике, работало заведение два дня в неделю, а пускали в него не более 8 человек.
XS
SM
MD
LG