Ссылки для упрощенного доступа

Десять взорванных лет


Москвичи возлагают цветы в память о жертвах взрыва на Каширском шоссе 13 сентября 1999 года
Москвичи возлагают цветы в память о жертвах взрыва на Каширском шоссе 13 сентября 1999 года
13 сентября 1999 года в пять часов утра в Москве произошел взрыв жилого дома на Каширском шоссе, унесший жизни 124 человек. 10 лет спустя корреспондент Радио Свобода побывал на месте трагедии.

С пяти утра к часовне и стеле, установленной на месте рухнувшего дома, начали приходить родные и близкие погибших. Рано утром людей пришло немного, рассказал Радио Свобода житель Москвы Сергей Калинченко, человек пять-шесть и несколько журналистов с камерами. Десять лет назад в доме на Каширском шоссе жила дочь Сергея Анастасия:

- Было где-то полдевятого утра - страшная картина была. Не верилось до самого конца, когда на следующую ночь только, к половине четвертого, дочку (она на втором этаже жила) извлекли, всю изуродованную. 20 лет ей было… Здесь была двухкомнатная квартира, для нее купили, чтобы она была уже самостоятельной. Она только закончила юридический колледж при МГУ, собиралась дальше учиться, красный диплом получила. Ну, и через две недели, 13-го в пять утра, все разрушилось…

Ближе к десяти утра стали подходить новые люди: зажигать свечи, класть цветы и фотографии погибших у подножия памятной стелы. Жительница Москвы Людмила Комарова 13 сентября 1999 года потеряла за ночь двоюродных братьев и сестру:
Они были очень молодые – 21, 24 и 23 года, Иван, Сергей и Наташа. Очень тяжело…

- Ужасно все, конечно. Они были очень молодые – 21, 24 и 23 года, Иван, Сергей и Наташа. Очень тяжело…

- 10 лет назад вы были здесь?

- Да, конечно. Я живу здесь недалеко, в Орехово-Борисово. Разгребали, искали, смотрели, в моргах искали, хоронили. Конечно, это ужасно все.

- У вас есть какие-то ответы на вопрос, кто же все-таки это сделал?

- Это сложно сказать. Нет, у меня нет никаких ответов. Я 10 лет задавала себе один и тот же вопрос: почему в таком огромном городе взорвали именно этот дом?.. Или на улице Гурьянова, например. Это дома, где живет простой народ, почему же вообще ничего не случилось в каком-то фешенебельном доме? Вот этот вопрос я всегда себе задавала. Люди невинные погибли просто, вот и все.

Сергей Калинченко, отец погибшей 20-летней Анастасии, пришел к неутешительному для себя выводу - человеческая жизнь в России ничего не стоит:
Все списывать на террористов неправильно. Видимо, заложниками политики стали простые люди

- Я давно уже решил для себя, что в этой стране с имперскими амбициями, когда человеческая жизнь стоит копейки, такие вещи будут еще происходить долго. Все списывать на террористов неправильно. Видимо, заложниками этой политики стали простые люди.

Власть не выполнила своих обещаний, семья Калинченко так и не получила компенсацию в виде утерянной квартиры, в которой жила их дочь.

- У нас погибла дочь. Здесь была двухкомнатная квартира, частная собственность, но дочь не была в ней прописана. Нас вызвали в управу на Болотниковскую улицу, и там представитель управы сказал: не волнуйтесь, мы понимаем, что горе, невосполнимая утрата… В общем, говорились красивые слова: мы вам обязательно… уже запрос в Думу послан… Мне позвонили и сказали, что после того как многочисленные обращения были к депутатам, около 180 тысяч рублей выплатили. Да, 180 тысяч. Говорили, что якобы были выделены квартиры, кто-то якобы их получил. Но я не могу утверждать этого, не знаю.

На сто восемьдесят тысяч рублей, полученных семьей Калинченко от властей, не то что двухкомнатную квартиру, а комнату в коммуналке невозможно было купить, считает Сергей.
Власти решили не проводить ни митингов, ни траурных акций

Несмотря на то, что прошло ровно десять лет со дня трагедии на Каширском шоссе, власти решили не проводить ни митингов, ни траурных акций. Об этом рассказала Радио Свобода, заместитель главы управы Нагатино-Садовники Южного административного округа Надежда Шашкина. Она пришла вместе со своими коллегами из управы почтить память погибших жителей восьмиэтажного дома на Каширке:

- В этом году мы решили, что не будем все делать массово, а в течение дня каждый час будут люди подходить, возлагать цветы. Начиная с 10 часов.

- И это будет до вечера?

- Да, до шести вечера, чтобы люди приходили постоянно, возлагали цветы, чтобы не было этой толпы, а чтобы свободно могли подойти, почтить память.

Некоторые родственники погибших сетовали на то, что на месте рухнувшего дома власти могли бы возвести небольшую часовню, где священник мог бы провести заупокойную службу. Эта идея не нашла поддержки среди жителей этого района, считает депутат муниципального собрания управы Нагатино-Садовники Валентина Карпова:

- Здесь не надо делать кладбище, чтобы было похоже на кладбище. Сделать такой проект, чтобы он был удобен как близким погибших, так и нам, жителям. Это было сделано. Потому что у нас здесь было два детских садика, сейчас стоит один большой на этом месте. Стены этой полностью не было. Поэтому все, что напоминает жителям о трагедии, надо благоустроить.

- А что плохого, если бы здесь была какая-нибудь скромная часовня?

- Они считают, что это больше похоже на кладбище, чем на мемориальный памятник. Вот и все. И жители высказались - 97% за то, чтобы сделать вот так, как сейчас.

Взрыв в жилом доме номер 6, корпус 3 на Каширском шоссе прогремел в пять часов утра 13 сентября 1999 года. Восьмиэтажный кирпичный дом был полностью разрушен. В результате теракта погибли 124 жильца дома, в том числе 13 детей, еще девять человек получили ранения. Всего в результате взрыва пострадали 119 семей.
XS
SM
MD
LG