Ссылки для упрощенного доступа

О чем свидетельствует Доклад специальной миссии ООН, расследовавшей военную операцию в Газе


Ирина Лагунина: Специальная миссия ООН, расследовавшая факты вооруженного конфликта в Газе с 27 декабря 2008 года по 18 января 2009 года, пришла к заключению, что «Израиль совершил действия, которые могут составлять военные преступления и, возможно, даже преступления против человечности».
Представляя 575-страничный доклад, южноафриканский судья, глава миссии ООН Ричард Голдстоун заявил:

Ричард Голдстоун: Достойно сожаления, что правительство Израиля не дало нам возможность въехать на территорию Израиля. И речь идет не только о том, что мы не получили сотрудничества со стороны правительства. Мы не имели возможность поговорить с людьми на месте. Мы также не имели возможности посетить Западный берег.

Ирина Лагунина: Именно из-за того, что Израиль предпочел не сотрудничать с миссией, международные следователи были вынуждены разговаривать в израильскими свидетелями в Женеве и Аммане, в Иордании. Судья Голдстоун.

Ричард Голдстоун: На основании фактов, которые нам удалось собрать, мы пришли к заключению, что есть весомые доказательства для утверждения, что были совершены серьезные нарушения международного права. Израиль во время проведения военной операции в Газе нарушил как международное гуманитарное право, так и международное законодательство в области прав человека. Миссия пришла к заключению, что израильские силы обороны совершили действия, которые можно квалифицировать как военные преступления и, возможно, в некоторой степени как преступления против человечности.

Ирина Лагунина: Миссия состояла из четырех человек. Помимо судьи Голдстоуна это профессор международного права в Лондонской школе экономических и политических наук, профессор Кристин Чинкин, адвокат Верховного суда Пакистана, член международной комиссии по расследованию ситуации в суданской провинции Дарфур в 2004 году Хина Джилани и отставной полковник ирландской армии Десмонд Траверс, член совета директоров Института международного уголовного расследования в Гааге. В принципе, можно понять заявления израильской стороны, что миссия носила предвзятый характер, можно понять. Страны, из которых выбраны представители в миссию, традиционно с симпатией относятся к палестинской стороне, хотя это, конечно, может совершенно даже не относиться к этим конкретным людям.
Итак, миссия опросила 188 свидетелей, исследовала 10 тысяч страниц документов и 1200 фотографий, включая снимки из космоса, и 30 видеоматериалов. 38 свидетельских показаний были заслушаны в ходе общественных слушаний в Газе и Женеве. Вот строки из доклада:

Миссия выяснила, что в процессе подготовки к израильскому военному наступлению на Газу, Израиль установил блокаду, которую можно расценить как коллективное наказание, и проводил систематическую политику все более полной изоляции сектора Газа. Во время израильской военной операции под кодовым названием «Литой свинец» уничтожались дома, фабрики, колодцы, школы, больницы, полицейские участки и другие общественные здания. Некоторые семьи по-прежнему живут в развалинах своих домов - хотя прошло уже время после прекращения военных действий. Но проводить восстановление жилищ было невозможно из-за продолжающейся блокады. 1400 человек были убиты во время военной операции.

Ирина Лагунина: Надо отдать должное, события в декабре 2008 года носили все-таки несколько иной характер, вернее, иную закономерность. Израильская блокада Газы была введена не в порядке подготовки к военной операции, а в качестве ультиматума группировке ХАМАС – чтобы та прекратила обстрел израильской территории и израильских городов. Если бы прекратила, не было бы блокады. Но, вероятно, миссия не могла это знать, потому что на израильскую территорию ее не пустили. Еще одна выдержка из доклада.

Население Газы перенесло серьезную травму – как непосредственно в ходе операции, так и в долгосрочной перспективе. В докладе подчеркиваются такие симптомы, как глубокая депрессия, бессонница и такие проявления, как мочеиспускание у детей. Воздействие конфликта на детей, которые видели убийства и насилие, которые думали, что им угрожает смерть, которые потеряли членов своей семьи, будет носить долговременный характер, отмечает миссия. 30 процентов детей, обследованных Миссией помощи палестинским беженцам ООН (UNRWA) страдают психическими расстройствами.

Ирина Лагунина: Из этого специальная миссия ООН по расследованию фактов вооруженного конфликта в Газе делает вывод, что политика Израиля носила преднамеренный характер. Южноафриканский судья Ричард Голдстоун.

Ричард Голдстоун: 36 инцидентов, которые мы расследовали – в общем и целом и с максимальной очевидностью – не относятся во второму звену офицеров или к солдатам, которые были в центре конфликта. Речь идет о намного более широких аспектах преднамеренной политики и о военных действиях, которые были предприняты не в чрезвычайных обстоятельствах.

Ирина Лагунина: Впрочем, надо отдать должное, не во всем следователи ООН обвиняют только израильскую сторону.

Ричард Голдстоун: Если говорить о палестинских вооруженных группах, то не вызывает сомнения, что ракеты и мины выпускались преднамеренно и с расчетом, что они приведут к человеческим жертвам, ранениям гражданских лиц и нанесут ущерб гражданской инфраструктуре. Миссия пришла к выводу, что эти действия также можно квалифицировать как серьезные военные преступления и, возможно, как преступления против человечности.

Ирина Лагунина: Не случайно выводы комиссии были отвергнуты обеими сторонами. Представитель израильского правительства Марк Регев.

Марк Регев: Израильское правительство приняло правильное решение не сотрудничать с этим – практически бутафорским судом. Они заранее решили, кто виноват, и мы видели это по тому, как они себя вели. Проводить общественные слушания в Газе – территории, которая находится под жестоким контролем авторитарного режима ХАМАС, это все равно что проводить сталинские показательные судебные процессы. Это не имеет ничего общего с реальным поиском и расследованием фактов.

Ирина Лагунина: А вот реакция представителя ХАМАС Мушира аль-Масри.

Мушир аль-Масри: Без сомнения, доклад ООН в каких-то моментах несбалансирован и несправедлив по отношению к угнетенному палестинскому народу, поскольку он ставит на одну доску жертву и угнетателя. Но, с другой стороны, доклад подтверждает, тоже в каких-то моментах, что ХАМАС была права, что она говорила правду о преступлениях, совершенных сионистским врагом, о настоящих военных преступлениях и убийствах десятков палестинских семей. Этот доклад надо воплотить в действия на месте, чтобы положить конец безразличию израильской стороны, ее игнорированию всех докладов, которые были составлены международным сообществом.

Ирина Лагунина: Да, информационно от расследования, предпринятого ООН, выиграла ХАМАС. И не важно, что в мире с этой группировкой никто, кроме России, говорить не хочет. Ее слушают и слышат в арабском мире. И это так же не способствует нормализации отношений в регионе, как и военная операция, предпринятая Израилем в конце прошлого – в начале этого года. Отчасти в этом проигрыше виноват сам Израиль. В докладе отмечается, что о нарушениях права уже неоднократно говорилось, но Израиль не провел до сих пор ни одного глубокого расследования выдвинутых обвинений. Тоже не совсем так, потому что даже такая требовательная правозащитная организация, как Human Rights Watch 10 сентября выпустила сообщение о том, как продвигается расследование по материалам ее доклада «Смерть под белым флагом». Речь в том докладе, который был опубликован 13 августа, шла о том, что две женщины и три ребенка-девочки, повинуясь приказу израильского солдата, вышли под белым флагом из дома. Солдат открыл стрельбу. Две девочки в возрасте 2 и 7 лет, а также их 54-летняя бабушка погибли. Еще одна девочка в возрасте 4 лет осталась парализованной из-за полученного ранения. Израильская сторона сначала отвергла результаты этого расследования, а теперь завела свое собственное и даже пригласила к участию свидетелей из Газы, отмечает Human Rights Watch.
Как бы то ни было, ХАМАС все-таки террористическая организация, хоть она и победила на выборах в Газе. Но израильская армия представляет государство, и к ней требования, естественно, более высокие. В конце этого месяца специальная миссия ООН будет рекомендовать Совету Безопасности Объединенных Наций, чтобы Израилю было выставлено условие – провести расследование и отчитаться через полгода в ООН. Если в течение 6 месяцев Израиль не проявит «доброй воли», в дело должен быть пущен независимый механизм расследования, то есть прокурор Международного уголовного суда в Гааге, если таково будет требование Совета Безопасности ООН.
Израильский специалист по международному праву, бывший советник министерства иностранных дел страны Робби Сабель прогнозирует, что это требование специальной миссии останется невыполненным.
Робби Сабель: В дополнение к огромному ущербу, который был нанесен отношениям и имиджу Израиля, возникает вопрос – а будут ли какие-то легальные последствия? Не думаю. Потому что страны с развитой системой правосудия прекрасно понимают, что не надо вмешиваться в дела страны, у которой так же есть развитая система правосудия, причем очень высоких стандартов, как в Израиле. У меня нет сомнений, что будет предпринята попытка поставить вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН, как это было в случае с Суданом. Но на этом все и остановится, процесс остановят государства, которые уважают Израиль, которые знают израильские нормы поведения. Они не допустят, чтобы этот доклад был использован в явно политических целях.
XS
SM
MD
LG