Ссылки для упрощенного доступа

День мира после 60-летней войны


Эмблема команнии "Адидас"
Эмблема команнии "Адидас"
После 60 лет вражды два производителя спортивной одежды "Адидас" и "Пума" запланировали на 21 сентября совместные мероприятия в рамках международного Дня мира.

Историческое событие в Германии. 60 лет длилась отчаянная вражда двух гигантских производителей спортивной одежды "Адидас" и "Пума". Эти монтекки и капулетти кроссовок и треников до сих пор развлекают весь мир борьбой не на жизнь, а на смерть. История же этого капиталистического эпоса гласит следующее: братья Ади и Руди Дасслеры сшили первые спортивные туфли еще в родительском доме в 20 годах прошлого века. Все бы ничего, но их развела политика – во время Второй мировой войны убеждения Ади и Руди решительно разошлись, а в 1948 году разошлись и их бизнесы.

Впрочем, сегодня потомки основателей обеих компаний уже не имеют к ним отношения, хотя в свое время внук Рудольфа Дасслера – Франк – успел поработать и в "Адидасе" и в "Пуме". Так или иначе, руководства бывших врагов объявили если не о мире, то о перемирии – 21 сентября, в международный День мира, футбольные команды "Адидаса" и "Пумы" померяются силами на футбольном поле.

Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер:
ООН объявила 21 сентября всемирным Днем мира. В этот день на всей планете не должно быть вооруженных действий. Пушки и их родственники должны молчать

- Это, конечно, не окончание большой войны, но, тем не менее, историческое событие. Два вечных конкурента в сфере торговли спортивной обувью и прочим инвентарем на мировом рынке - "Адидас" и "Пума", фирмы со штаб-квартирами в баварском городке Херцогенаурах, похоже, готовы похоронить свою вражду. Как минимум на один день.

Обе фирмы запланировали на 21 сентября совместные мероприятия в рамках международного дня мира. Сотрудники двух гигантов спортинвентаря встретятся в этот день в товарищеском футбольном матче, а затем вместе посмотрят новый фильм "День после мира" английского актера и режисеера, убежденного пацифиста Джереми Гиллея. Именно Джереми Гиллей добился своей инициативой "Мир на один день" того, что ООН объявила 21 сентября всемирным Днем мира. В этот день на всей планете не должно быть вооруженных действий. Пушки и их родственники должны молчать.

"Пума" и "Адидас", конечно же, не шли с оружием друг против друга, но их вражда насчитывает десятилетия. Причем это особая вражда, братская. С 20-х годов прошлого века братья Рудольф и Адольф Дасслер просто производили обувь, в том числе и спортивную, в своем небольшом городке. Прорывной стала для братьев Олимпиада 1936 года в нацистской Германии, когда именно в их обуви одержал свои победы и установил рекорды легендарный американец Джесси Оуэнс. Но в конце 40-х братья поссорились. Почему? Об этом и сегодня ходят только сплетни. Но с тех пор братья, как считается, не сказали друг другу ни слова до самой смерти. Они разделили дело, Ади Дасслер стал "Адидасом", а Рудольф - "Пумой".

Обе фирмы развились в мировые концерны, и хотя братья Дасслеры ушли из жизни более 30 лет назад, их вражду сотрудники обеих фирм культивировали и после смерти отцов, точнее братьев-основателей. Всемирный день мира – это первое совместное мероприятие фирм за более чем 60 лет. Обе фирмы и их нынешние шефы придают своей акции в поддержку международного Дня мира символическое значение, заявляя, что то, что удалось двум врагам в баварской провинции – протянуть друг другу руки - может удастся и в мире в целом.

Итак, мы знаем, что такое "Адидас" и "Пума" для немцев. Но в Советском Союзе "Адидас" выиграл эту борьбу нокаутом – кроссовки и тренировочные костюмы именно этой фирмы стали не только знаком принадлежности к некоему вымышленному "западному миру", но и символом местной молодежной субкультуры. Счастливым обладателем кроссовок "Адидас" в начале восьмидесятых был сотрудник Радио Свобода Андрей Шарый.
"Адидас" по невероятному стечению обстоятельств превратился в СССР одновременно и в символ западной жизни, и в символ молодого преуспевания

- Андрей, я помню строчку из одной рок-песни середины - второй половины 80-х годов: "Адидасом" растоптанный город спит…" Речь идет, естественно, о спортсменах, которые тогда превращались в гопников, люберов и так далее. И "Адидас", в общем-то, для людей контркультуры и обычных, нормальных людей, которые хотят спокойно ходить по улицам, был символом новой субкультуры, субкультуры "качков", как их называли. А вот в начале 80-х как было?

- Речь идет о середине или конце 70-х годов, когда "Адидас" стал одним из системообразующих символов подростковой субкультуры, по крайней мере, в крупных столичных городах. Я помню это и по себе. О символическом значении такого рода формы одежды свидетельствует и то, что целая другая субкультура, субкультура гопников, и вся эта мода на спортивные костюмы советская, на спортивные штаны, она родилась из трилистника "Адидаса". В середине 70-х годов, напомню, весь советский "Адидас" производился на северном берегу Причерноморья, в многочисленных южных подпольных цехах, а потом расползался по всей стране. Но был и еще один способ производства бренда, он существовал в каждой школе и даже в некоторых высших учебных заведениях, когда умельцы просто вырезали трафарет и потом методом горячего утюга накладывали это все на майки или на что-то еще, связанное с этим.

- Может быть, в этом и есть главная причина победы "Адидаса" в Советском Союзе над "Пумой". Все-таки нарисовать значок "Пумы" значительно сложнее.

- Может быть, в этом есть определенный смысл. "Адидас" по невероятному стечению обстоятельств превратился одновременно и в символ западной жизни, и в символ молодого преуспевания. Я напомню, что одна из первых могучих рекламных кампаний была связана с рекламой кроссовок "Адидас" - "Торшн", и тогда об этом по всему Советскому Союзу говорили как о приходе западной цивилизации в наши края. И, с третьей стороны, это еще и символ молодого, спортивного образа жизни. В этом общественном сегменте значение "Адидаса" было очень велико. Я помню, например, как в то время в спортивных секциях, во всяких спортивных организациях человека, который только приходил заниматься спортом, его ничем не экипировали или экипировали – но какими-то советскими трениками. Потом наступал период каких-нибудь шиповок "Ботас" чехословацкого производства. А потом уже только наиболее заслуженные получали "Адидас" в ограниченных количествах - но его тоже не носили, это было празднично, это было всегда "на выход".

И я вспоминаю, например, как первые кроссовки "Адидас" я приобрел путем сложных товарно-денежных комбинаций, когда я был девятиклассником. Это были высокие бордовые, как сейчас помню, с таким бархатным верхом кроссовки. И это все носилось на отдельной дискотеке, это никогда не одевалось в дождь. И в этом - упаси бог, чтобы играть в футбол! Это существовало как статусная вещь! Скажем, популярное в конце 70-х - начале 80-х времяпрепровождение московской "продвинутой" молодежи –спортгородок в Московском университете. Там было огромное количество баскетбольных, футбольных площадок, и по обочинам их сидели такие расслабленные люди, а рядом с ними небрежно было брошено либо полотенце "Адидас", либо сумка "Адидас", либо какие-то брюки "Адидас". Никто в этом никогда на площадку играть не выходил.
XS
SM
MD
LG