Ссылки для упрощенного доступа

Как из ученого сделать писателя


Академик Юрий Рыжов
Академик Юрий Рыжов

К 10-летию своего пребывания в тюрьме ученый Игорь Сутягин, осужденный за государственную измену и признанный Amnesty International узником совести, опубликовал книгу. Накануне презентации документального романа "На полпути к сибирским рудам" академик Юрий Рыжов рассказал Радио Свобода, как Сутягин стал писателем.

Игорь Сутягин, заведующий сектором в отделе военно-политических исследований Института США и Канады РАН, был арестован в октябре 1999 года по обвинению в разглашении гостайны. Московский городской суд в 2004 году осудил ученого на 15 лет колонии строгого режима за государственную измену. А в апреле 2004 года международная правозащитная организация Amnesty International объявила Сутягина узником совести.

Сам Сутягин на суде не отрицал, что передавал иностранцам информацию по таким темам, как "Обобщенная структура военного бюджета СССР/РФ за период с 1989 по 1998 год", "Состояние сил и средств ПВО РФ" и другим, но доказывал, что бралась она из открытых источников.

При обыске в рабочем кабинете Игоря Сутягина была обнаружена внушительная сумма в долларах, что обвинение посчитало доказательствовом его вины. Были и другие "аргументы": так, следователь, участвовавший в обыске, отметил: "Нет сомнений, что человек, который читает 10 газет, - шпион".

Адвокаты ученого, считающие, что в ходе процесса над ним была нарушена статья 6 Европейской конвенции по правам человека, гарантирующая право на справедливое судебное разбирательство, подали жалобу в Европейский суд. Противоречивости доказательств своей вины Игорь Сутягин и посвятил свое произведение "На полпути к сибирским рудам", вышедшее в издательстве "Права человека":

- Они вообще как-то особенно отчаянно боролись именно с правдой. Потому что не может нормальный, здоровый человек всерьез утверждать, что книгой 1992 года издания невозможно было воспользоваться в 1998-м при работе над статьей, ибо книга "была опубликована позже написания статьи". И не способен здоровый человек, прочитав в журнале, что "в России налажено производство ХХХ", тут же честно подписать обвинение в том, что фраза "в России налажено производство ХХХ" не может быть получена из открытых источников. И приложить журнал в качестве доказательства.

Собственно, они и не скрывали, что суть происходящего им вполне ясна. Только из лично знакомых мне по моему делу следователей и оперативников по итогам дела четыре лейтенанта стали старшими лейтенантами, два старлея - капитанами, капитан - майором, два подполковника - полковниками, полковник - генералом, а мечтавший о власти генерал - заместителем губернатора области, - пишет автор в предисловии к книге, которое публикует "Новая газета".

Не имея больше возможности заниматься наукой, Игорь Сутягин приступил к писательству, и довольно успешно, рассказал в интервью корреспонденту Радио Свобода член Общестенного комитета в защиту ученых академик Юрий Рыжов, который полагает, что книга Игоря Сутягина станет не последним произведением "из сибирских руд":

- Мы добились выхода этого издания и очень довольны. У меня книжка уже давно есть. Там просто и ясно рассказано, чем он занимался и по каким источникам. Все это уже тысячу раз объяснялось на всех уровнях, а он сидит уже 9 лет. Все это объяснялось президенту прежнему, президенту нынешнему и премьеру нынешнему.

Например, Леонид Гозман непосредственно Медведеву отдал последнее наше письмо где-то месяца два назад. Тот сказал: "Я ничего не знал, я разберусь". Не разобрался. Тогда мы опубликовали это открытое письмо в "Новой газете" - за подписью академика Гинзбурга, моей и других людей.

- Была ли реакция на ваше письмо?

- Со стороны власти никакой реакции не было. Раньше на такие письма нам отвечал чиновник третьего разряда из прокуратуры и говорил: все правильно, сидят и пусть сидят. Хотя нами приводились пачки документов, заключения профессионалов, скажем, в области газовой динамики и в других областях, в которых работали сидельцы.

- Тяжело ли было добиться издания книги?


- Деньги нужно было искать. Когда деньги есть, можно добиться пока. Деньги-то с трудом собирали. Но надеемся, что он еще напишет. Сутягин оказался очень волевым человеком - не теряя времени, раз наукой не дают заниматься, стал писать книги и, по-моему, вполне успешно.

- Какие планы у остальных сидельцев? Письма Валентина Данилова из заключения тоже очень интересные. Он не собирается книжку издать?

- Пока не знаю. Я с ним общался один раз между двумя посадками. Когда его полностью оправдали, он приехал сюда, в независимый пресс-центр, мы с ним сидели перед журналистами. А потом он вернулся в Сибирь, его тут же арестовали, и все.

- Жалобы по делам ученых направлены в Страсбургский суд?

- Да, безусловно, направлялись, но о результатах пока ничего неизвестно… Если говорить о нашей правозащитной деятельности в целом, то мы храним все документы, все отзывы, заключения, все ответы, которые нам присылали чиновники. Все, что у нас есть, - это роман.

- Так можно будет отдельным изданием выпустить?

- Вполне.

XS
SM
MD
LG