Ссылки для упрощенного доступа

Обама и Медведев в поисках взаимной выгоды


Именно в Нью-Йорке могут определиться перспективы российско-американских отношений (На фото: Барак Обама выступает на саммите ООН в Нью-Йорке, посвященном климатическим проблемам)
Именно в Нью-Йорке могут определиться перспективы российско-американских отношений (На фото: Барак Обама выступает на саммите ООН в Нью-Йорке, посвященном климатическим проблемам)
Президент России Дмитрий Медведев прибывает сегодня в Соединенные Штаты, где примет участие во встрече лидеров стран "большой двадцатки", будет присутствовать и, возможно, выступать на сессии Генеральной ассамблеи ООН, проведет переговоры с президентом США Бараком Обамой.

Дмитрий Медведев приезжает в Америку для трех мероприятий, из которых непонятно, что важнее – сессия Генеральной ассамблеи ООН, саммит "двадцатки" или встреча с президентом США Бараком Обамой. Основные темы переговоров российского и американского президентов вполне ясны: что делать с Ираном, как дальше двигаться в процессах ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также чем Россия ответит на решение США притормозить развертывание элементов противоракетной обороны в Европе.

Эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров, находящийся сейчас в Вашингтоне, уверен, что России и Соединенным Штатам нужно максимально использовать момент для коренного улучшения отношений:
Есть три пункта в американской повестке дня: самый важный вопрос – Иран, второй по важности – Афганистан и третий – договор о нераспространении ядерного оружия

– Есть три пункта в американской повестке дня: самый важный вопрос – Иран, второй по важности – Афганистан и третий – договор о нераспространении ядерного оружия, работа над которым сейчас ведется. Если по второму и третьему вопросу уже есть определенные и очень серьезные сдвиги, то по первому вопросу – в отношении Ирана – идут разного рода консультации и дискуссии, но серьезного продвижения пока нет. Между тем, американской стороне очень важно его добиться. И здесь надо понимать, что есть очень небольшое окно возможностей. Администрация президента США поставила на ряд направлений, где, она считает, может быть достигнут какой-то зримый успех, и одно из таких направлений – российско-американские отношения. Если сейчас будет достигнуто взаимопонимание, то вполне возможно, что мы увидим очень серьезные позитивные изменения в российско-американских отношениях. Если нет, то администрация Обамы задвинет российскую политику на второй-третий план и поставит на те направления, где она сможет продемонстрировать успех в течение ближайших месяцев.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов уверен, что Вашингтон и Москва нужны друг другу в качестве партнеров не только для решения сиюминутных задач, но и для того, чтобы справляться с проблемами, решение которых рассчитано на долгий срок:

– Если взять "Российскую концепцию внешней политики", которая была принята в июле 2008 года, то там приведен список внешнеполитических угроз для России, которые существуют сегодня. Начинается он с международного терроризма и кончается экологическими техногенными катастрофами. Этот список до буквы совпадает со списком угроз, существующих у США, НАТО и Евросоюза. Это означает, что мы обречены быть серьезными партнерами. Неслучайно в последнее время сделано много шагов навстречу друг другу. И дело не только в ПРО. Я бы начал с того, что во время визита Обамы в Москву был подписан очень важный документ – соглашение о военном транзите. До 15 полетов в сутки американских тяжелых военно-транспортных самолетов, которые могут перевозить вооружения, технику и персонал для проведения афганской операции. Это действие (уже чисто союзнический допуск чужой армии через свою территорию) разрешается только стране, с которой у тебя очень хорошие отношения. У нас еще их нет, но это, по крайней мере, говорит о том, что есть желание их построить.

Означает ли серьезное улучшение отношений США и России, что теперь разногласия между властями двух стран в таких областях, как политика на пространстве бывшего СССР или права человека, отойдут на второй план? Николай Петров уверен, что разногласия останутся, так что Украина и Грузия могут не беспокоиться:

– Какие-то сдвиги, и очень серьезные, в американской внешней политике, безусловно, есть. Но это не отказ от ценностей, которые декларировались раньше, это просто более четкое понимание приоритетности внешнеполитических задач. Никто и никогда не соглашался с декларированной Россией в одностороннем порядке новой ролью, которую она пытается играть на постсоветском пространстве.

Тем не менее, для многих в Европе снижение активности США по размещению элементов ПРО или по вовлечению Украины и Грузии в НАТО уже стало реальностью, с которой приходится считаться.


О том, чего ожидают от сегодняшних переговоров американские эксперты - вы можете прочитать здесь.
XS
SM
MD
LG