Ссылки для упрощенного доступа

Цель командировки: солидарность с Олегом Орловым


Президент Международной федерации прав человека (Fédération international des droits humains, FIDH) Суайр Белассен
Президент Международной федерации прав человека (Fédération international des droits humains, FIDH) Суайр Белассен
Президент Международной федерации прав человека (International Federation for Human Rights, FIDH) Суайр Белассен побывала на заседании суда по иску президента Чечни Рамзана Кадырова к руководителю правозащитного центра "Мемориал" Олегу Орлову.

О своих наблюдениях Суайр Белассен рассказала в интервью корреспонденту Радио Свобода:

- Как президент Международной федерации прав человека, которая объединяет 150 организаций во всем мире (среди них и российский "Мемориал"), я специально сама приехала в Москву, не ограничившись тем, чтобы послать своего сотрудника. Я это сделала в знак солидарности с Олегом Орловым. Я думаю, очень важно показать, что правозащитники всего мира поддерживают российского коллегу, имевшего смелость осудить диктатуру и репрессии в Чечне.

На этом процессе я услышала показания представителя Кадырова, Орлова, его адвоката и свидетелей. Орлов сказал, что считает Кадырова ответственным за убийство ведущей правозащитницы "Мемориала" в Грозном Натальи Эстемировой. Он сказал, что Кадыров не виноват напрямую, но именно ответствен за ее убийство. Эта ответственность лежит на нем согласно Конституции, потому что он должен обеспечивать безопасность граждан. Тем более, что силы правопорядка находятся в его прямом подчинении.

Из показаний свидетелей мы узнали, что Наталье Эстемировой трижды прямо угрожал сам Кадыров – он сказал, что такие правозащитники, как она, должны быть уничтожены, должны "исчезнуть" и что такие правозащитные организации, как "Мемориал" - террористические организации. Это очень серьезное обвинение. Хорошо, что процесс публичный. И я нахожу, что председательствующая в суде дала возможность равно высказаться всем – как стороне обвинения, так и главным свидетелям.

- Пока подозреваемые в убийстве не названы. Может быть, прежде чем поддерживать Олега Орлова, нужно подождать результатов расследования убийства Натальи Эстемировой?

- Поддержка Олегу Орлову, я надеюсь, и будет способствовать ускорению расследования. Вы помните, что президент Медведев сказал, что берет расследование под контроль. Но вплоть до сегодняшнего дня мы не знаем, кто совершил это убийство. Орлов говорит: Кадыров ответствен за ситуацию, сложившуюся в Чечне. И Кадыров же заявляет, что он будет следить за расследованием. Будем надеяться, расследование приведет хоть к какому-то результату, и это положит конец той безнаказанности, которая царит в республике.

- Тяжело ли международным организациям работать в Чечне сегодня?

- Мы только что опубликовали отчет о ситуации с правами человека – не только в Чечне, но и в других мусульманских республиках России. Мы констатировали, что сегодня там царит атмосфера насилия и репрессий, а российские власти предпочитают это замалчивать. Выход один - президент Медведев должен дать "сигнал", чтобы на Кавказе было больше свободы.

- В России традиционно уважают и боятся оценок иностранцев. Вам как представителю иностранной организации легко ли поехать в Чечню, увидеть происходящее своими глазами?

- Нет. Нашей организации удалось побывать в других мусульманских республиках, но не в Чечне. Об этом, в частности, говорил Олег Орлов на этом процессе – правозащитные организации, будь они российскими или международными, не могут работать в Чечне, им фактически запрещена там работа. Они практически приговорены – ведь произошло три убийства подряд.

- Допустим, вы попробуете выехать в Чечню, поработать на месте…

- Наша позиция такова: мы всегда встречаемся не только с местными организациями, но и с представителями властей, чтобы составить целостную картину. И мы не единожды посылали властям обращения: "Мы хотим изучить ситуацию с правами человека в вашем регионе". В Чечне власти на наше предложение пока не отозвались.
XS
SM
MD
LG