Ссылки для упрощенного доступа

Два прочтения доклада Тальявини


Швейцарский дипломат Хайди Тальявини, автор доклада
Швейцарский дипломат Хайди Тальявини, автор доклада
Москва и Тбилиси разошлись в оценке доклада Международной комиссии Евросоюза о причинах "августовской войны" прошлого года. Российская сторона, ссылаясь на документ, делает акцент на том, что именно грузинская сторона первой начала широкомасштабную войну в Южной Осетии. В то же время в докладе говорится, что задолго до августа 2008 года Москва провоцировала Тбилиси.

Если во время "августовской войны" и после ее завершения Москва заметно проигрывала на информационном фронте, то сегодня, после публикации доклада, Кремль получил небольшое моральное удовлетворение. По крайней мере, официальные российские СМИ преподносят выводы комиссии Евросоюза, как победу Москвы. Акцент преимущественно делается на том, что именно Грузия начала широкомасштабную войну в Южной Осетии, а не Россия. И это неудивительно, считает независимый эксперт Леонид Радзиховский:

- Россия берет из этого доклада то, что ей выгодно: что, по заявлению европейской комиссии, Грузия первая начала боевые действия в Цхинвали. Россия это все время говорила, Грузия это отрицала, теперь европейцы подтвердили точку зрения России.

- Будет ли комиссия Евросоюза реагировать на то, как российская сторона трактует этот доклад? Или европейские чиновники выполнили свою работу, и на этом эта история закончилась?

- Я думаю, что еврочиновники - это более или менее добросовестные бюрократы, которые на основании имеющейся информации сделали относительно объективный доклад. А что им особо волноваться по поводу мнения России? Деньги им не Россия платит.

То, о чем умалчивает Москва, активно озвучивает грузинская сторона, акцентируя внимание своих граждан на других фрагментах доклада. И тоже находит в нем аргументы в пользу своей позиции. Если в России больше внимания обратили на тезис о том, что именно артобстрел грузинскими войсками Цхинвали в ночь на 8 августа 2008 года следует считать началом кульминационной фазы конфликта, то госминистр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили сразу отметил: "Комиссия Тальявини не считает этот эпизод изолированным от длинной цепи провокаций, которые ему предшествовали. Комиссия признала, что война не началась 8 августа, а ей предшествовали провокации, в том числе, обстрелы грузинских деревень, вынудившие Грузию дать адекватный ответ". По словам государственного министра, "доклад подтвердил, что российские формирования (не миротворцы) вошли в Южную Осетию ещё до 8 августа и что Россия нарушила международное право, заранее раздавая паспорта жителям Южной Осетии и Абхазии, вторгнувшись во внутренние районы нашей страны, а затем признав независимость Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, комиссия отвергла любые инсинуации в адрес Грузии о геноциде осетин и подтвердила этнические чистки грузинского населения Южной Осетии".

Примерно в том же ключе выдержаны и заявления многих лидеров оппозиции. Они не оправдывают эмоциональные решения президента Саакашвили, который, по их мнению, поддался на российские провокации; но в вопросе независимости и территориальной целостности Грузии власти и оппозиция едины, как и в вопросе оценки августовской агрессии России и аннексии исконно грузинских территорий.

Доклад не является сенсацией, заявил Радио Свобода главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. По его мнению, документ, по сути дела, официально подтвердил те оценки, которые сформировались за последние полгода как в Кремле, так и в общественном сознании россиян:

- То, что сейчас ответственность за начало военных действий официально возложена на Тбилиси, безусловно, вызывает удовлетворение у Москвы - и, конечно, является плохой новостью для Грузии: власть Михаила Саакашвили в последний год основывала всю свою политическую деятельность на обличении агрессии России. На этом строилась его, можно сказать, международная легитимность. Поэтому для Грузии этот доклад, я думаю, весьма неприятен. Для России он мало что меняет: наша позиция, наши оценки - какими они были в начале, такими и остались. Реальная реакция Европы - достаточная сдержанность, нежелание идти на конфликт с Россией из-за войны - проявилась еще прошлой осенью. То, что России не доверяют, то, что ее опасаются - тоже не новость, и это связано не только с Грузией.

Москва отнюдь не собирается менять свою политику в отношении Грузии. Она будет продолжать поддержать Сухуми и Цхинвали, считает Леонид Радзиховский:

- Никакие доклады ничего назад не развернут. Россия не может отказаться от поддержки этих режимов, потому что это был удар по гордыне. С моей точки зрения, я это много раз говорил, Москва вляпалась с самого начала (кстати, задолго до этой войны) в глупейшую историю. Все хороши. Грузия давно должна была бы смириться с тем, что Абхазия и Южная Осетия никогда не будут частями Грузии. Если какие-то сепаратисты отделились и несколько лет прожили отдельно, то они никогда не вернутся в эту страну. А Россия абсолютно напрасно влезла в эту совершенно чужую для нее историю. Невероятная была глупость (и глупость - это мягко говоря) - раздача российских паспортов гражданам иностранного государства. Никакого политического или экономического интереса у России там нет. Но теперь уже куда денешься?!

По словам автора доклада, швейцарского дипломата Хайди Тальявини, в ходе подготовки документа "единственной проблемой было огромное количество данных, часто противоречивых". Что касается участников конфликта, они охотно сотрудничали с представителями комиссии, отметила она. Тальявини также подчеркнула, что оценка перспектив Абхазии и Южной Осетии не входит в компетенцию ее комиссии. В докладе содержатся наблюдения, которые могут пригодиться, чтобы лучше понять суть конфликта и постепенно подойти к его мирному урегулированию, но оценкой выводов комиссии Евросоюза и поиском путей выхода из кризиса предстоит заниматься политикам, заявила Хайди Тальявини журналистам.
XS
SM
MD
LG